г. Нижний Новгород |
|
18 октября 2018 г. |
Дело N А17-6833/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Махова А.В. (доверенность от 19.03.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ВНК" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.02.2018, принятое судьей Романовой Т.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.06.2018, принятое судьями Сандаловым В.Г., Кормщиковой Н.А., Шаклеиной Е.В., по делу N А17-6833/2017
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ивановской области (ИНН: 3702060359, ОГРН: 1043700087474)
к обществу с ограниченной ответственностью "ВНК" (ИНН: 7751023935, ОГРН: 1167746628312)
о возмещении вреда, причиненного водному объекту,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Фурмановского муниципального района (ИНН: 3705001560, ОГРН: 1023701358988),
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ивановской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВНК" (далее - ООО "ВНК", Общество) о возмещении вреда, причиненного водному объекту, в сумме 4 003 332 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Фурмановского муниципального района (далее - Администрация).
Определением суда от 25.12.2017 произведена замена истца на его правопреемника - Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской и Ивановской областям (далее - Межрегиональное управление).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.02.2018 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.06.2018 решение суда оставлено без изменения.
ООО "ВНК" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87. Общество указывает, что суды не учли, что на момент исчисления размера вреда им были понесены затраты на выполнение мероприятий по реконструкции биологических очистных сооружений канализации города Фурманова по предупреждению сверхнормативного сброса.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Межрегиональное управление заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя, в котором указало на законность принятых судебных актов.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не обеспечила явку представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "ВНК" на основании договора аренды от 26.12.2016 N 1/17 и дополнительного соглашения от 27.02.2017 (акты приема-передачи от 01.01.2017, 01.03.2017) осуществляет эксплуатацию очистных сооружений, расположенных в районе деревни Ботеево Фурмановского района Ивановской области.
В соответствии с распоряжением (приказом) от 28.02.2017 N 104 Управление провело в отношении ООО "ВНК" проверку по вопросу соблюдения водного законодательства, в ходе которой выявило, что Общество осуществляет деятельность по сбросу сточных вод в реку Шача без разрешения на право пользования водным объектом, а также с превышением предельно допустимых концентраций (акт проверки от 03.04.2017 N 12/14).
В отношении ООО "ВНК" составлен протокол об административном правонарушении от 03.04.2017 N 12/14-3 и вынесено постановление от 13.04.2017 N 12/14-3 о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.
Вступившим в законную силу решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 19.07.2017 по делу N 12-39/2017 постановление Управления от 13.04.2017 N 12/14-3 оставлено без изменения.
В отношении генерального директора Общества Игольницына Е.А. также составлен протокол об административном правонарушении от 03.04.2017 N 12/14-6. Постановлением от 13.04.2017 N 12/14-6 Игольницын Е.А. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 21.06.2017 по делу N 12-42/2017 постановление Управления от 13.04.2017 N 12/14-6 оставлено без изменения.
Управление, посчитав, что в результате незаконных действий ООО "ВНК" водному объекту причинен вред, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 35, 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 65, 69, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 6, 39, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 30 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, учитывая постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Общества спорной суммы ущерба и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, при обращении с иском о взыскании убытков истец должен доказать наличие следующих юридических фактов в совокупности: наступление вреда, противоправное поведение лица, причинившего вред, причинную связь между противоправным поведением и наступившими последствиями.
На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса.
На основании пункта 1 части 2 статьи 39 Кодекса водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
Из части 4 статьи 35 Кодекса следует, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Кодекса).
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов (пункт 1 части 6 статьи 60 Кодекса).
В соответствии со статьей 69 Кодекса лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, данная Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе акт проверки от 03.04.2017 N 12/14; акты отбора проб от 06.03.2017 N 22вг, от 06.03.2017 N 23вг, от 23.03.2017 N 28вг, 29вг; протоколы количественного химического анализа проб воды N 56вг/56, 57вг/57, 58вг/58, 59вг/59, 60вг/60, 61вг/61, 72вг/72, 73вг/73, 74вг/74, 75вг/75, 76вг/76; заключение Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу" от 31.03.2017 N 07-31.03; протоколы об административном правонарушении от 03.04.2017 N 12/14-3, от 03.04.2017 N 12/14-6; постановления о привлечении к административной ответственности от 13.04.2017 N 12/14-3, от 13.04.2017 N 12/14-6; решения Фурмановского городского суда Ивановской области от 19.07.2017 по делу N 12-39/2017, от 15.08.2017 по делу N 12-42/2017, приняв во внимание, что ООО "ВНК" не имеет разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, суды установили, что в результате сброса Обществом с 06.03.2017 по 23.03.2017 сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ водному объекту был причинен вред, влекущий негативные последствия для окружающей природной среды.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ответственность за выявленные нарушения природоохранного законодательства должно нести иное лицо, в материалах дела отсутствуют.
Данные фактические обстоятельства не противоречат материалам дела и переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Суды проверили расчет размера вреда, осуществленный Управлением на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, и признали его верным.
Довод заявителя жалобы о том, что суды неправомерно не учли при исчислении размера вреда, причиненного водному объекту, размер затрат, понесенных им на выполнение мероприятий по реконструкции биологических очистных сооружений канализации города Фурманова по предупреждению сверхнормативного сброса, подлежит отклонению.
Согласно пункту 14 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.
Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта или его части документально подтверждаются виновной стороной, а их обоснованность проверяется органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
Оценив договоры подряда от 10.01.2017, от 10.01.2017 N 01/17ОС, от 01.02.2017 N 03/17ОС, акты приема-передачи выполненных работ от 20.02.2017, 13.03.2017, 31.03.2017, представленные в обоснование понесенных затрат; договор аренды от 26.12.2016 N 1/17, согласно которому в обязанности Общества входит осуществление текущего и капитального ремонта; акт проверки от 14.12.2017 N 03-19/14-55/119, из которого следует, что Общество не исполнило предписание от 26.09.2017 о недопущении превышения нормативов сброса загрязняющих веществ, с 20.11.2017 по 04.12.2017 выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ для водоемов рыбохозяйственного назначения, приняв во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства проверки органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, обоснованности понесенных затрат, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для уменьшения размера вреда на величину заявленных затрат.
Вывод судов материалам дела не противоречит.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование Управления о взыскании с ООО "ВНК" 4 003 332 рублей вреда, причиненный водному объекту.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.02.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.06.2018 по делу N А17-6833/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВНК" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "ВНК".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, данная Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
...
Суды проверили расчет размера вреда, осуществленный Управлением на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, и признали его верным.
...
Согласно пункту 14 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 октября 2018 г. N Ф01-4637/18 по делу N А17-6833/2017