Нижний Новгород |
|
23 октября 2018 г. |
Дело N А29-2562/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2018.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 23.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Жегловой О.Н., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Аквасервис":
Балюй М.В. по доверенности от 09.01.2018
(после перерыва не явилась)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2018,
принятое судьей Кирьяновым Д.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
по делу N А29-2562/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аквасервис"
(ИНН: 1108020526, ОГРН: 1111108000024)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом"
(ИНН: 1102072172, ОГРН: 1131102000182)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аквасервис" (далее - Общество, поставщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (далее - Компания, исполнитель, управляющая организация) о взыскании 3 593 974 рублей 01 копейки по оплате коммунального ресурса, отпущенного с января по декабрь 2017 года по договору энергоснабжения от 01.10.2016 N 233-Т.
Исковое требование основано на пункте 22 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (в действовавшей в спорный период редакции; далее - Правила N 124), и мотивировано ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по установке общедомовых приборов учета в домах, расположенных по адресам: Республика Коми, город Вуктыл, улица Комсомольская, дома 2, 4, 6, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 24; улица Коммунистическая, дома 3, 13; улица Пионерская, дома 1, 5, 7, 9, 11, 13, 15; улицы Таёжная, д. 3, 5 и 7 (далее - спорные дома).
Суд первой инстанции решением от 19.04.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционный суда от 27.07.2018, удовлетворил иск. Суды установили, что управляющая организация не принимала мер по энергосбережению в спорных домах в части установки общедомовых приборов учета горячего водоснабжения и отопления, в связи с чем пришли к выводу о законности расчета суммы долга, выполненного Обществом исходя из нормативов потребления коммунальной услуги с учетом повышающих коэффициентов. Судебные инстанции отклонили довод Компании о возложении обязанности по установке общедомовых приборов учета на поставщика.
При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 309, 310, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьями 157, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении);
- Правилами N 124;
- Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 19.04.2018 и постановление от 27.07.2018 и принять новый судебный акт.
Заявитель, ссылаясь на статью 13 Закона об энергосбережении, полагает, что истец как ресурсоснабжающая организация обязан направить ответчику предложение об установке общедомовых приборов учета, в том числе проект договора с приложением расценок на их установку. И только после получения такого предложения Компания могла обратиться с заявкой о заключении договора. Истец подобных предложений в адрес ответчика не направлял, в нарушение пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении принудительно общедомовые приборы учета не установил, следовательно, ответчик не обязан оплачивать коммунальные ресурсы в размере, определенном с учетом повышающих коэффициентов. Заявитель считает, что прежде чем применять повышающие коэффициенты, истец обязан был принять все меры и исполнить свои обязательства по установке общедомовых приборов учета. Ответчик препятствий, позволяющих установить приборы учета в принудительном порядке, не чинил. По мнению Компании, истец злоупотребил своим правом и намеренно не принимал мер к установке приборов учета в домах, находящихся в управлении ответчика, в целях извлечения необоснованной прибыли в виде предъявления сумм, начисленных с применением повышающих коэффициентов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда округа отклонило доводы, приведенные в кассационной жалобе, и просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
В заседании объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 22.10.2018.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество осуществляет теплоснабжение на территории Республики Коми города Вуктыл, Компания - управление спорными домами.
В целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений, в том числе, в спорных многоквартирных домах коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения Общество и Компания заключили договор энергоснабжения от 01.10.2016 N 233-Т, по условиям которого поставщик обязуется осуществлять поставку исполнителю через присоединенную сеть тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных договором, принимать и оплачивать принятый объем коммунального ресурса, соблюдать режим его потребления, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса, и исправность используемых им приборов и оборудования
В пункте 4.3.3 договора стороны согласовали, что исполнитель обязан в случае отсутствия общедомовых приборов учёта в течение двух месяцев с даты заключения договора установить и ввести их в эксплуатацию.
В силу пункта 9.1 договора договор вступает в силу с момента его подписания и подписания всех приложений к нему. Взаимоотношения сторон с 01.10.2016 до момента заключения договора регулируются условиями настоящего договора.
Истец во исполнение договора теплоснабжения с января по декабрь 2017 года поставил ответчику тепловую энергию и горячую воду.
Из акта обследования от 16.07.2017, подписанного сторонами, следует, что техническая возможность установки приборов учета в указанных домах имеется.
В связи с тем, что Компания не установила общедомовые приборы учета, истец определил размер причитающейся ему платы за поставленные коммунальные ресурсы исходя из нормативов потребления с учетом повышающих коэффициентов.
Отказ ответчика оплатить поставленные ресурсы с учетом повышающих коэффициентов послужил основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы и доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции принял постановление исходя из следующего.
Разногласия сторон касаются применения повышающих коэффициентов к базовым нормативам при расчете объема тепловой энергии и горячей воды, отпущенной в дома, находящиеся в управлении ответчика, не оборудованные общедомовыми приборами учета. Факт поставки ресурса в спорный период подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 544, пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии (воды) производится за фактически принятое абонентом количество энергии (воды) в соответствии с данными учета энергии (воды), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Жилищное законодательство и нормы Закона об энергосбережении относят мероприятия по энергосбережению в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В пункте 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт "с" пункта 31 Правил N 354).
Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205).
В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
В подпункте "е" пункта 22 Правил N 124 предусмотрено, что при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячей воды) размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента равном 1,1.
При наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5 (подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124).
Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячей воды) в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающая организация применяет повышающий коэффициент к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги.
Суды обеих инстанций установили и ответчик не оспорил, что техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета в спорных домах имеется. Управляющая организация не приняла необходимые меры по энергосбережению в спорных домах в части установки общедомовых приборов учета горячего водоснабжения и отопления.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что начисление платы за тепловую энергию и горячую воду в отношении многоквартирных домов, не оснащенных в спорный период общедомовыми приборами учета, при условии, что имелась техническая возможность такой установки, правомерно произведено истцом с учетом повышающих коэффициентов и не противоречит приведенным нормам права в редакции, действующей в спорный период.
Довод ответчика о том, что в случае неисполнения им обязанности по оснащению домов общедомовыми приборами учета их установку должна произвести ресурсоснабжающая организация, как на основание освобождения его от оплаты коммунальных ресурсов по нормативам с повышающим коэффициентом, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора. Законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (пункт 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 4 статьи 12 Закона об энергосбережении). Общество как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, в силу своего статуса (пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) должно принять меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Предусмотренная пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Однако данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета и риска возникновения неблагоприятных последствий, связанных с ее неисполнением, в том числе оплаты коммунальных ресурсов в размере, определяемом с использованием повышающих коэффициентов. Возложение названной обязанности на ресурсоснабжающую организацию неправомерно, поскольку в рассмотренном деле исполнителем соответствующей коммунальной услуги, а, следовательно, лицом, состоящим в правоотношениях с собственниками помещений в жилых многоквартирных домах, является управляющая организация. Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 N 302-КГ15-9608, от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 и от 22.06.2016 N АКПИ16-345. Кроме того, в пункте 4.3.3 договора стороны согласовали, что Компания в случае отсутствия общедомовых приборов учета обязана в течение двух месяцев с даты заключения договора установить и ввести их в эксплуатацию. Таким образом, помимо императивных норм права по оснащению домов общедомовыми приборами учета, Компания добровольно взяла на себя обязанность по оснащению домов приборами учета. Однако управляющая организация не приняла необходимые меры по энергосбережению в спорных домах в части установки общедомовых приборов учета горячего водоснабжения и отопления. В материалах дела не содержится сведений, что Компания извещала собственников многоквартирных домов о необходимости установки за их счет общедомовых приборов учета. Следовательно, суды обоснованно посчитали правомерными действия Общества по применению при расчете объема коммунальных услуг повышающего коэффициента как меру, направленную на стимулирование установки приборов учета, показания которых используются при определении размера платы за коммунальные услуги, и правомерно удовлетворили иск Общества.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.04.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 по делу N А29-2562/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод ответчика о том, что в случае неисполнения им обязанности по оснащению домов общедомовыми приборами учета их установку должна произвести ресурсоснабжающая организация, как на основание освобождения его от оплаты коммунальных ресурсов по нормативам с повышающим коэффициентом, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора. Законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (пункт 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 4 статьи 12 Закона об энергосбережении). Общество как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, в силу своего статуса (пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) должно принять меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Предусмотренная пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Однако данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета и риска возникновения неблагоприятных последствий, связанных с ее неисполнением, в том числе оплаты коммунальных ресурсов в размере, определяемом с использованием повышающих коэффициентов. Возложение названной обязанности на ресурсоснабжающую организацию неправомерно, поскольку в рассмотренном деле исполнителем соответствующей коммунальной услуги, а, следовательно, лицом, состоящим в правоотношениях с собственниками помещений в жилых многоквартирных домах, является управляющая организация. Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 N 302-КГ15-9608, от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 и от 22.06.2016 N АКПИ16-345. Кроме того, в пункте 4.3.3 договора стороны согласовали, что Компания в случае отсутствия общедомовых приборов учета обязана в течение двух месяцев с даты заключения договора установить и ввести их в эксплуатацию. Таким образом, помимо императивных норм права по оснащению домов общедомовыми приборами учета, Компания добровольно взяла на себя обязанность по оснащению домов приборами учета. Однако управляющая организация не приняла необходимые меры по энергосбережению в спорных домах в части установки общедомовых приборов учета горячего водоснабжения и отопления. В материалах дела не содержится сведений, что Компания извещала собственников многоквартирных домов о необходимости установки за их счет общедомовых приборов учета. Следовательно, суды обоснованно посчитали правомерными действия Общества по применению при расчете объема коммунальных услуг повышающего коэффициента как меру, направленную на стимулирование установки приборов учета, показания которых используются при определении размера платы за коммунальные услуги, и правомерно удовлетворили иск Общества."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 октября 2018 г. N Ф01-4542/18 по делу N А29-2562/2018