г. Нижний Новгород |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А43-4477/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А43-4477/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (ИНН: 7734699480, ОГРН: 1137746342634)
к администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области (ИНН: 5243042636, ОГРН: 1235200001145)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ", Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области (далее - Администрация) о взыскании 426 104 рублей 55 копеек долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по договору от 28.11.2022 N Н-Д/13689/2022/ТКО/ОФ за период с 01.07.2020 по 31.12.2022 и 245 рублей 83 копеек неустойки, начисленной с 11.01.2023 по 11.01.2023, с дальнейшим начислением неустойки по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.06.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, услуги по обращению с ТКО в спорном периоде региональный оператор не оказывал; истец не представил доказательств исполнения договора на оказание услуг по обращению с ТКО; все акты по договору датированы одним днем - 31.12.2022 (выходной день) и не содержат подписей; представленный в дело акт осмотра кладбищ от 18.05.2023 указывает на наличие большого скопления мусора.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "МСК-НТ" (региональный оператор) и администрация Тольско-Майданского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области (потребитель) заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.11.2022 N Н-Д/13689/2022/ТКО/ОФ, в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Адрес объекта потребителя, наименование категории объекта потребителя, наименование и количество расчетных единиц, объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичности вывоза, информация о размещении мест (площадках) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются в приложении N 1 к договору (пункт 2).
В силу пункта 23 договор действует с 01.07.2020 года по 31.12.2022 года.
Согласно приложению к договору услуги оказываются в отношении кладбищ, расположенных по адресам:
- с. Тольский Майдан, ул. Свердлова, д. 42 (площадь 20 573 кв. м, объем принимаемых ТКО в месяц - 13,715 куб. м, с 01.08.2020 по 31.12.2021);
- с. Большое Мамлево, ул. 1 Мая, д. 61 (площадь 11 943 кв. м, объем принимаемых ТКО в месяц - 7,962 куб. м, с 01.07.2020 по 31.12.2022);
- с. Мерлиновка, ул. Ленина, д. 153 (площадь 8219 кв. м, объем принимаемых ТКО в месяц - 5,479 куб. м, с 01.09.2020 по 31.12.2022);
- с. Николай Дар, ул. Ворошилова, д. 20 (площадь 5000 кв. м, объем принимаемых ТКО в месяц - 3,333 куб. м, с 01.07.2021 по 31.12.2022).
В соответствии с пунктом 5 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг производится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга (пункт 6 договора).
В соответствии с пунктом 6.1 договора по итогам месяца, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, региональный оператор направляет потребителю акт оказанных услуг, счет, счет-фактуру.
В случае несогласия с предоставленным актом, потребитель представляет мотивированный отказ от подписания акта в течение пяти рабочих дней со дня его получения. В случае неполучения региональным оператором в указанный срок подписанного потребителем акта, либо письменного мотивированного отказа от полписания акта, услуги считаются оказанными качественно и в срок, и признаются принятыми потребителем.
В соответствии с пунктом 12 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объемами (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим образом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, на территории Нижегородской области, утвержденных в установленном порядке и выраженных в количественных показателях объема.
В разделе 5 договора предусмотрено порядок фиксации нарушений по договору.
Согласно пункту 17 договора потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 19 договора предусмотрена ответственность потребителя за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате оказанных услуг по вывозу ТКО в виде начисления неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
По утверждению истца, в период с 01.07.2020 по 31.12.2022 он оказал услуги по договору от 28.11.2022 N Н-Д/13689/2022/ТКО/ОФ, что отражено в счетах и актах об оказании услуг.
Администрация Тольско-Майданского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области прекратила деятельность 17.01.2023, ее правопреемником является администрация Лукояновского муниципального округа.
Обязательство по оплате оказанных услуг ответчик не исполнил в полном объеме, поэтому ООО "МСК-НТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области признал доказанными факты оказания истцом услуг в спорном периоде и наличия у ответчика неисполненного обязательства по уплате задолженности и неустойки, в связи с чем удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пунктах 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Всесторонне и полно исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что факт оказания ответчику услуг по обращению с ТКО подтвержден представленными в дело документами, обязанность по составлению которых предусмотрена условиями заключенного договора.
Доказательств ненадлежащего оказания региональным оператором услуг в спорном периоде в соответствии с условиями договора, в том числе актов, фиксирующих нарушение региональным оператором условий договора, оформленных в порядке, установленном в пунктах 13 - 17 договора, ответчик не представил.
Акт осмотра кладбищ от 18.05.2023 таким доказательством не является, поскольку составлен значительно позже заявленного периода.
Расчет задолженности ответчика по оплате услуг и неустойки судами проверен и признан верным.
Факт оплаты спорной суммы долга материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск регионального оператора.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А43-4477/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2024 г. N Ф01-8492/23 по делу N А43-4477/2023