г. Нижний Новгород |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А43-4474/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Княгининского муниципального округа Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.06.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А43-4474/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (ИНН: 7734699480, ОГРН: 1137746342634)
к администрации Княгининского муниципального округа Нижегородской области (ИНН: 5222072372, ОГРН: 1235200001376)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ", Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Княгининского муниципального округа Нижегородской области (далее - Администрация) о взыскании 342 463 рублей 68 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанных с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.06.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что истец не доказал факт оказания услуг по обращению с ТКО; кладбища не оборудованы контейнерными площадками и бункерами; расчет задолженности произведен истцом неверно, площадь кладбищ определена неправильно. Заявитель обращает внимание на то, что в полученной от истца претензии указано на отказ от подписания актов. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Нижегородской области, заключенного с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, ООО "МСК-НТ" является региональным оператором по обращению с ТКО в зонах деятельности N 7 и 8.
В адрес администрации Белкинского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области (потребитель, правопредшественник администрации Княгининского муниципального округа Нижегородской области) был направлен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 29.11.2022 N Н-Д/13709/2022/ТКО/ОФ, согласно которому Региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора; дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01 января 2021 года.
Договор в виде письменного документа сторонами не заключен.
По утверждению истца, он в 2021 году оказывал услуги по обращению с ТКО на территории кладбища муниципального образования, расположенного по адресу: село Урга, улица Центральная, 160 метров на северо-запад от дома 87, общей площадью 70 358 квадратных метров, на общую сумму 342 463 рубля 68 копеек.
В адрес ответчика истец направил претензию от 11.01.2023 N 0Н00-000004 с требованием уплатить долг.
Данная претензия осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "МСК-НТ" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 8, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Законом Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что ответчик не исполнил обязанность по оплате услуг, оказанных Региональным оператором, и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В подпункте 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 5 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" предусмотренные данным Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка объектов возлагаются, в том числе, по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления и на их должностных лиц.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов, в том числе, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (7 31 200 03 72 5).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области" утверждены нормативы накопления ТКО, выраженные в количественных показателях объема, в том числе в отношении объектов - кладбищ.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт принадлежности объекта - кладбища, расположенного по адресу село Урга, улица Центральная, 160 метров на северо-запад от дома 87, к ведению Администрации судами установлен и подтвержден материалами дела.
Доказательств передачи данного объекта муниципальной собственности в спорном периоде в хозяйственное ведение или оперативное управление материалы дела не содержат.
Факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО судами установлен и подтвержден материалами дела.
Учитывая специфику образования ТКО на объекте "Кладбище", отсутствие на нем оборудованной органами местного самоуправления контейнерной площадки или иного места накопления, вывоз ТКО осуществлялся с близлежащих контейнерных площадок, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для освобождения Администрации от оплаты оказанных истцом услуг по вывозу ТКО в спорном периоде.
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует Региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на условиях типового договора.
Расчет задолженности ответчика по оплате услуг, оказанных на условиях типового договора, за спорный период, судами проверен и признан правильным.
Довод заявителя жалобы о неверном расчет задолженности ввиду неправильного определения площади кладбищ отклоняется, как не подтвержденный материалами дела. Кроме того, данный довод ответчик в судах первой и апелляционной инстанций не заявлял.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Регионального оператора.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.06.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А43-4474/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Княгининского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
...
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов, в том числе, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (7 31 200 03 72 5).
...
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует Региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на условиях типового договора."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2024 г. N Ф01-8878/23 по делу N А43-4474/2023