Нижний Новгород |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А43-39278/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Радченковой Н.Ш., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Кураповой О.А. (доверенность от 25.12.2017),
от заинтересованного лица: УсяковойН.Т. (доверенность от 02.03.2018 N 515-00-532/18)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.03.2018,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018,
принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-39278/2017
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
(ОГРН: 1055238038316, ИНН: 5260148520)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 06.10.2017 N 515-11-192/2017,
третье лицо - Никитин Сергей Борисович,
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - Общество, ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 06.10.2017 N 515-11-192/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Никитин Сергей Борисович (далее - Никитин С.Б.).
Решением суда первой инстанции от 20.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.07.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, поскольку внесенная потребителем плата за электрическую энергию поступила на лицевой счет Общества без назначения платежа, денежные средства правомерно были распределены поставщиком коммунальной услуги в соответствии со статьей 319 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Никитина С.Б. и приказа заместителя руководителя Инспекции от 08.09.2017.2017 N 515-11-192/2017 должностным лицом надзорного органа в период с 25.09 по 20.10.2017 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что в нарушение пункта 67 Правил N 354 внесенная потребителем плата в размере 7270,03 рубля на основании платежного документа за июль 2017 года распределена поставщиком коммунальной услуги (получателем платежа) в счет понесенных им расходов по отключению и подключению электроэнергии.
По результатам проверки составлен акт от 06.10.2017 N 515-11-192/2017 и ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород" выдано предписание от 06.10.2017 N 515-11-192/2017 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым ему необходимо в срок до 07.11.2017 произвести перерасчет (зачесть сумму платы за июль 2017 года в счет оплаты коммунальной услуги).
Общество не согласилось с предписанием Инспекции и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 20, 154 ЖК РФ, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами N 354, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, суд первой инстанции сделал вывод о том, что предписание Инспекции соответствовало действующему законодательству, не нарушало права и законные интересы Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В пункте 2 Правил N 354 приведены следующие понятия:
- потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
- исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. Период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать ресурсоснабжающая организация.
Из материалов дела видно, что в данном случае Общество являлось исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.
В пункте 67 Правил N 354 определено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Основания и порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг установлены разделом XI Правил N 354.
В пункте 117 Правил N 354 установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами N 354; б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Согласно пункту 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае, если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае, если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 Правил N 354, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента (пункт 120 Правил N 354).
Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия (пункт 121 (1) Правил N 354).
В силу пункта 24 Правил полного и или (частичного) ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442 (в редакции, действовавшей на момент предъявления расходов потребителю), инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления, компенсации расходов на оплату действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению, также на совершение им действий, предусмотренных указанными Правилами.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что указанные расходы нельзя связывать с оказанием коммунальной услуги по электроснабжению. Данные расходы заявитель несет с ненадлежащим исполнением должника своих обязательств (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Возмещение указанных расходов за счет платы за коммунальные услуги без согласия потребителя недопустимо.
При таких обстоятельствах у Инспекции имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемое предписание не противоречило действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.03.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 по делу N А43-39278/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 24 Правил полного и или (частичного) ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442 (в редакции, действовавшей на момент предъявления расходов потребителю), инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления, компенсации расходов на оплату действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению, также на совершение им действий, предусмотренных указанными Правилами.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что указанные расходы нельзя связывать с оказанием коммунальной услуги по электроснабжению. Данные расходы заявитель несет с ненадлежащим исполнением должника своих обязательств (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Возмещение указанных расходов за счет платы за коммунальные услуги без согласия потребителя недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 октября 2018 г. N Ф01-4822/18 по делу N А43-39278/2017
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4822/18
27.06.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3775/18
20.03.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-39278/17
10.11.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-39278/17