Нижний Новгород |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А43-24283/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2018.
Полный текст постановления изготовлен 31.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от истца: Кульковой В.М. (доверенность от 01.10.2018),
Свечковой Н.В. (протокол),
Добруник М.В. (доверенность от 21.04.2018 N 31),
от ответчиков: Уварова И.Л. (доверенности от 16.01.2017 и 18.01.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
товарищества собственников жилья "Ошара"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018,
принятое судьями Большаковой О.А., Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В.,
по делу N А43-24283/2017 Арбитражного суда Нижегородской области
по иску товарищества собственников жилья "Ошара"
(ИНН: 5260082639, ОГРН: 1045207456910)
к обществу с ограниченной ответственностью "Электра-НН"
(ИНН: 5262330647, ОГРН: 1165262050733) и
индивидуальному предпринимателю Кочеткову Андрею Юрьевичу
(ИНН: 5262000920060, ОГРН: 304526225000109)
о взыскании неосновательного обогащения и
процентов за пользование чужими денежными средствами
и установил:
товарищество собственников жилья "Ошара" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Электра-НН" (далее - Общество) и индивидуальному предпринимателю Кочеткову Андрею Юрьевичу (далее - Предприниматель) о взыскании неосновательного обогащения в виде неуплаченной арендной платы за пользование общим имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Нижний Новгород, улица Ошарская, дом 14, в виде размещения фасадных рекламных конструкций магазина "Электра" и процентов за пользование чужими денежными средствами, а именно: с Предпринимателя - 47 040 рублей неосновательного обогащения, образовавшегося с апреля 2015 года по январь 2016 года, и 10 034 рублей 29 копеек процентов, начисленных с 11.05.2015 по 06.12.2017 и далее по день фактической оплаты долга; с Общества - 155 232 рублей неосновательного обогащения, образовавшегося с февраля 2016 года по ноябрь 2017 года, и 10 462 рублей 85 копеек процентов, начисленных с 11.03.2016 по 06.12.2017 и далее по день фактической оплаты долга. Также истец просил взыскать с ответчиков пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований 10 000 рублей расходов на оплату услуг представителя.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 27.12.2017 удовлетворил заявленные требования в полном объеме, взыскав с ответчиков испрашиваемые суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами; расходы на оплату услуг представителя поделены между ответчиками пропорционально удовлетворенным требованиям, а именно: 7438 рублей с Общества и 2562 рубля с Предпринимателя.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.07.2018, изменил решение суда первой инстанции, частично удовлетворив заявленные требования, взыскав Общества в пользу Товарищества 103 488 рублей неосновательного обогащения, 6975 рублей 23 копейки процентов, начисленных с 11.03.2016 по 06.12.2017 и далее по день фактической оплаты долга за каждый день просрочки, и 4958 рублей 66 копеек расходов на оплату услуг представителя; с Предпринимателя в пользу Товарищества взыскано 31 360 рублей 11 неосновательного обогащения, 6689 рублей 52 копейки процентов, начисленных с 11.05.2015 по 06.12.2017 и далее по день фактической оплаты долга за каждый день просрочки, и 1708 рублей расходов на оплату услуг представителя.
Не согласившись с вынесенным постановлением апелляционного суда, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить принятый судебный акт ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Основные доводы заявителя сводятся к тому, что судом незаконно установлены ограничения для применения статей 36 и 44 Жилищного кодекса Российской Федерации в пользу коммерческих интересов ответчиков; спорная конструкция (вывеска "Электра" размером 10,2 квадратного метра) является рекламной.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.10.2018 объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 25.10.2018.
Представители Товарищества в судебных заседаниях поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, и попросили отменить принятое постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебных заседаниях и в отзывах на кассационную жалобу представитель Общества и Предпринимателя сослался на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, а также заслушав представителей сторон, явившихся в судебные заседания, окружной суд счел, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, многоквартирный жилой дом N 14 улице Ошарская Нижнего Новгорода находится в управлении Товарищества.
Протоколом общего собрания членов Товарищества от 17.03.2015 согласованы тарифы на платные услуги по предоставлению общего имущества (фасадного места) в аренду под размещение рекламных конструкций: для собственников помещений - 200 рублей за квадратный метр рекламной конструкции, для арендаторов - 300 рублей за квадратный метр рекламной конструкции.
Предпринимателю на праве долевой собственности принадлежит нежилое помещение в указанном доме.
Предприниматель, индивидуальные предприниматели Катковым А.Ю, Прокофьевым Д.А. и Чечковым В.А (арендодатели) и Общество (арендатор) заключили договор аренды нежилого помещения от 03.02.2016 N 6, по условиям которого в аренду переданы нежилые помещения N VIIа, Vа, IVа и IIIа, расположенные в указанном доме.
Соглашением к договору аренды от 03.02.2016, заключенным Предпринимателем и Обществом, Предприниматель предоставил Обществу право беспрепятственного использования принадлежащих первому информационных конструкций и вывесок "ЭЛЕКТРА" и "electra.ru", на любом объекте, где они установлены и который используется Обществом. Соглашение вступает в силу с 01.03.2016.
На фасаде спорного дома размещены три информационные конструкции: вывеска "Электра" размером 10,2 квадратного метра, короб "www.electra.ru интернет-магазин" размером 6,6 квадратного метра и короб "ЭЛЕКТРА интернет-магазин: www.electra.ru" размером 6,72 квадратного метра. Указанные конструкции также были размещены на фасаде дома ранее, с 2014 года.
Предписанием от 25.10.2016 Товарищество предложило Предпринимателю заключить договор аренды для размещения рекламных конструкций.
Претензией от 03.02.2017 Товарищество потребовало у Предпринимателя оплатить задолженность по арендной плате за размещения рекламных конструкций на фасаде жилого дома.
Товарищество направило Обществу проект договора аренды места для размещения средств наружной рекламы и информации от 01.11.2016.
Отказ Общества и Предпринимателя от заключения договора аренды и внесения арендной платы за размещение рекламных конструкций послужил основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с настоящим иском.
Изменив решение суда первой инстанции и отказав в удовлетворении части требований Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался статьями 395 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36 и 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление N 58), пунктом 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" (далее - Информационное письмо N 37) и исходил из того, что вывеска "Электра" площадью 10,2 квадратного метра, расположенная на фасаде здания в пределах помещения, занимаемого Обществом, между первым и вторым этажом жилого дома, не может считаться рекламной конструкцией, поскольку предназначена для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой, в связи с чем счел требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами за пользование общим имуществом дома в данной части не подлежащими удовлетворению.
Между тем суд округа не может согласиться с выводами апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
На основании статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются, в том числе, товар, продавец, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу пункта 2 части 2 статьи 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления N 58, следует, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, 8 частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
По правилам статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии с пунктом 18 Информационного письма N 37 сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой. Названные требования служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ
Соответственно, коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, а значит, может быть объектом рекламирования.
Под вывеской понимается информационное средство при входе в помещение, занимаемое предприятием, которое имеет своей целью извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении владельца вывески и (или) обозначении места входа. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица или индивидуального предпринимателя как указателя его местонахождения или обозначение места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота и не является рекламой (пункт 18 Информационного письма N 37).
Поэтому разграничение рекламной конструкции и вывески может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной конструкции.
Вывески, размещенные непосредственно у входа в помещение магазина, не являются рекламой, так как содержат обязательную информацию об услугах, предлагаемых потребителям, режиме работы предприятия.
В пункте 15 Информационного письма N 37 указано, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Из представленных в материалы дела фотографий следует, что в содержащиеся над входной дверью в магазин ответчика информационной вывеске "Электра" площадью 10,2 квадратного метра указано лишь название магазина, что привлекает внимание потенциальных потребителей к объекту рекламирования - сети магазинов "Электра" и направлено на формирование интереса потребителя к нему. Необходимых сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей (статья 9) она не содержит. Какая-либо обязательная к размещению в силу закона информация на конструкции отсутствует.
При таких обстоятельствах, поскольку исключительной или основной целью размещения спорной конструкции (вывески "Электра" площадью 10,2 квадратного метра) является не указание сведений об ответчике в соответствии с требованиями закона и обычаями делового оборота, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к магазину, использующему коммерческое обозначение, окружной суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в том числе указанная вывеска является рекламной конструкцией.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2017 N 310-ЭС17-20101 и от 28.05.2018 N 309-КГ18-5694.
Следовательно, с учетом рассматриваемого спора и установленных обстоятельств размещение спорных рекламных конструкций по правилам статей 36 и 44 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно только при наличии разрешения собственников помещений или иного управомоченного собственниками лица на их установку и при наличии гражданско-правового договора с собственником того объекта недвижимости, к которому эти конструкции присоединяются.
Отсутствие договора аренды на размещение конструкций на внешних стенах жилого дома свидетельствует о наличии у ответчиков обязанности уплатить соответствующую плату за использование общего имущества дома как неосновательное обогащение данных лиц (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В этой связи у суда апелляционной инстанции не имелось законных оснований для изменения решения суда первой инстанции и частичного отказа в удовлетворении иска.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции счел, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании частей 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое без учета фактических обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, и с неприменением норм материального права, подлежащих применению; решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчиков.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 по делу N А43-24283/2017 Арбитражного суда Нижегородской области отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2017 по тому же делу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Электра-НН" (ИНН: 5262330647, ОГРН: 1165262050733) в пользу товарищества собственников жилья "Ошара" (ИНН: 5260082639, ОГРН: 1045207456910) 1500 рублей расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Кочеткова Андрея Юрьевича (ИНН: 5262000920060, ОГРН: 304526225000109) в пользу товарищества собственников жилья "Ошара" (ИНН: 5260082639, ОГРН: 1045207456910) 1500 рублей расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленных в материалы дела фотографий следует, что в содержащиеся над входной дверью в магазин ответчика информационной вывеске "Электра" площадью 10,2 квадратного метра указано лишь название магазина, что привлекает внимание потенциальных потребителей к объекту рекламирования - сети магазинов "Электра" и направлено на формирование интереса потребителя к нему. Необходимых сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей (статья 9) она не содержит. Какая-либо обязательная к размещению в силу закона информация на конструкции отсутствует.
...
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2017 N 310-ЭС17-20101 и от 28.05.2018 N 309-КГ18-5694.
Следовательно, с учетом рассматриваемого спора и установленных обстоятельств размещение спорных рекламных конструкций по правилам статей 36 и 44 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно только при наличии разрешения собственников помещений или иного управомоченного собственниками лица на их установку и при наличии гражданско-правового договора с собственником того объекта недвижимости, к которому эти конструкции присоединяются.
Отсутствие договора аренды на размещение конструкций на внешних стенах жилого дома свидетельствует о наличии у ответчиков обязанности уплатить соответствующую плату за использование общего имущества дома как неосновательное обогащение данных лиц (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 октября 2018 г. N Ф01-4547/18 по делу N А43-24283/2017