Нижний Новгород |
|
01 ноября 2018 г. |
Дело N А11-220/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 20.12.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2018,
принятое судьей Тимчуком Н.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
по делу N А11-220/2018
по заявлению акционерного общества "Владимирские коммунальные системы"
(ИНН: 3327329166, ОГРН: 1033301818659)
к Государственной жилищной инспекции Владимирской области
(ИНН: 3328428138, ОГРН: 10333020586)
о признании недействительным предписания от 30.11.2017 N 1818-01-02
и установил:
акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция) от 30.11.2017 N 1818-01-02.
Решением суда от 05.04.2018 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По мнению Инспекции, Общество неправомерно производило начисление платы за отопление в 2015 и 2017 годах исходя из различных нормативов потребления коммунальных услуг для населения отдельно для каждой секции спорного многоквартирного жилого дома. Данный дом согласно техническому паспорту является четырехэтажным, поэтому при начислении платы за коммунальные услуги Общество должно применять единый норматив потребления коммунальных услуг, установленных для домов постройки до 1958 года с этажностью от четырех до шести этажей. Предписание Инспекции является законным и обоснованным, основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция на основании приказа (распоряжения) от 29.11.2017 N 2803/01-02 провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку с целью проверки информации, изложенной в коллективном обращении жителей многоквартирного дома 4 по улице 850-летия города Владимира в городе Владимире.
Результаты проверки отражены в акте от 30.11.2017 N 1818-01-02.
В ходе проверки Инспекция установила, что многоквартирный жилой дом имеет секции с переменной этажностью (трех и четырех этажные секции). Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, который в спорный период снимался с коммерческого учета и был нерасчетным.
Расчет платы за отопление Общество осуществляло с нарушением норматива, установленного постановления главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения" (далее - Постановление главы города Владимира N 4908) для домов 1958 года постройки этажностью от 4 до 6 этажей.
Обществу выдано предписание 30.11.2017 N 1818-01-02, обязывающее произвести расчет платы за отопление жилых помещений за расчетные периоды 2015 и 2017 годов исходя из нормативов, установленных Постановлением главы города Владимира N 4908 для категории домов постройки до 1958 года, кирпичных, этажностью от четырех до шести этажей, в значении 0,0165 Гкал/кв. м.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь Кодексом, Правилами N 354, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, Строительными нормами и правилами СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятыми постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.06.2003 N 109 (далее - СНиП 31-01-2003), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что Инспекция не доказала законность оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В части 1 статьи 157 Кодекса предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов размер платы определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 утверждены Правила N 354.
В соответствии с пунктами 42 (1) и 59 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению или исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Постановлением главы города Владимира N 4908 установлены нормативы потребления коммунальных услуг для расчета платы граждан при отсутствии приборов учета (в том числе нормативы отопления в многоквартирных жилых домах с централизованными системами теплоснабжения).
Данный нормативный акт предусматривает нормативы потребления коммунальных услуг для населения для категории домов постройки до 1958 года с этажностью до трех этажей в значении 0,0189 Гкал/кв. м, с этажностью от четырех до шести этажей в значении 0,0165 Гкал/кв. м.
Указанным постановлением нормативы для зданий, имеющих различную этажность, отдельно не утверждены.
В силу пункта В.5 приложения "В" к СНиП 31-01-2003 при различном числе этажей в разных частях здания, а также при размещении здания на участке с уклоном, когда за счет уклона увеличивается число этажей, этажность определяется отдельно для каждой части здания.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что многоквартирный жилой дом N 4 по улице 850-летия города Владимира в городе Владимире имеет секции с переменной этажностью: жилые помещения N 1 - 30 расположены в секции этажностью 3, жилые помещения N 31 - 42 - в секции этажностью 4.
Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, который в отдельные периоды по причине неисправности снимался с коммерческого учета. В связи с этим Общество начисляло плату по отоплению за эти периоды исходя из нормативов потребления коммунальной услуги в соответствии с Постановлением главы города Владимира N 4908, которым нормативы потребления установлены в зависимости от этажности дома.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что применение Обществом в расчетах установленных нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для категории домов постройки до 1958 года отдельно для каждой части здания, не противоречит нормам жилищного законодательства.
С учетом изложенного суды обоснованно указали на отсутствие у Инспекции оснований для выдачи предписания и удовлетворили заявленное Обществом требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 по делу N А11-220/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По мнению Инспекции, Общество неправомерно производило начисление платы за отопление в 2015 и 2017 годах исходя из различных нормативов потребления коммунальных услуг для населения отдельно для каждой секции спорного многоквартирного жилого дома. Данный дом согласно техническому паспорту является четырехэтажным, поэтому при начислении платы за коммунальные услуги Общество должно применять единый норматив потребления коммунальных услуг, установленных для домов постройки до 1958 года с этажностью от четырех до шести этажей. Предписание Инспекции является законным и обоснованным, основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
...
В части 1 статьи 157 Кодекса предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов размер платы определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 утверждены Правила N 354.
В соответствии с пунктами 42 (1) и 59 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению или исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 ноября 2018 г. N Ф01-4770/18 по делу N А11-220/2018