г. Нижний Новгород |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А29-9836/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.
при участии представителя
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Лапшина С.С. (доверенность от 23.05.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2018, принятое судьей Огородниковой Н.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018, принятое судьями Кормщиковой Н.А., Дьяконовой Т.М., Шаклеиной Е.В., по делу N А29-9836/2016
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (ОГРН: 1111106000268, ИНН: 1106027290),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка",
о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (далее - ООО "СГК") о взыскании 278 174 рублей 38 копеек платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования по договору от 04.09.2015 N 7-154.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" (далее - ООО "Лукойл-УНП").
Арбитражный суд Республики Коми решением от 28.11.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "СГК" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить вынесенные судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Заявитель ссылается на нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, при оформлении актов общей формы; на нахождение порожних вагонов на приемоотправочных путях главного парка станции Ветласян в отсутствие производственной необходимости и без согласования между начальником станции Ветласян и ответчиком; на отсутствие вины в простое вагонов, в связи с тем, что данная задержка произошла по вине ООО "Лукойл-УНП", считает, что акты общей формы не содержат указания на подлинную причину задержки вагонов; истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя и просили оставить решение и постановление без изменения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства ООО "СГК" и ООО "Лукойл-УНП" не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "СГК" (контрагент) подписали договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "СГК", являющегося контрагентом ООО "Газпромтранс" по станции Ветласян Северной железной дороги от 04.09.2015 N 7-154, по условиям которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего в маневровом районе N 1 к железнодорожному пути N 5 парка НПЗ станции Ветласян стрелочным переводом N 2, в маневровом районе N 2 к соединительному железнодорожному пути необщего пользования N 1 ООО "Газпромтранс" стрелочным переводом N 41. Границами железнодорожного пути необщего пользования являются: для маневрового района N 1 со стороны "Старого комплекса" - изостык сигнала М-2 парка НПЗ станции Ветласян, для маневрового района N 2 - передний стык рамного рельса и стык хвоста крестовины стрелочного перевода N 41 (параграф 1 договора).
В соответствии с параграфом 2 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 11720,5 метра, из них 4949 метров принадлежат "перевозчику", 1956 метров принадлежат обслуживаемым "контрагентом" предприятиям, 4815,5 метра принадлежат "контрагенту" на основании договора аренды недвижимого имущества от 08.05.2015 N 183-06-2015, заключенного между ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" и ООО "СГК".
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "перевозчика" на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "контрагента". В случае производственной необходимости по согласованию с начальником станции Ветласян сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "перевозчика" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 главного парка станции Ветласян, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "контрагента".
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 главного парка станции Ветласян, дальнейшая их уборка производится локомотивом "перевозчика". В случае производственной необходимости, по согласованию с начальником станции Ветласян, возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян, дальнейшая их уборка производится локомотивом "перевозчика".
Сформированный "контрагентом" на "Новом наливном комплексе" отправительский маршрут, установленного веса и длины в соответствии с планом формирования, выставляется локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 7, 9 главного парка станции Ветласян (параграф 4 договора).
Согласно параграфу 5 договора подача вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 главного парка станции Ветласян и возврат их с железнодорожного пути необщего пользования на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян производятся по уведомлению.
О предстоящей подаче вагонов "перевозчик" уведомляет "контрагента" не позднее, чем за два часа до предстоящей подачи.
Уведомление передается круглосуточно по телефону 77-17-40 с записью в книгу уведомлений.
О возврате вагонов с железнодорожного пути необщего пользования "контрагент" уведомляет "перевозчика" по телефону 77-17-65 с указанием номеров вагонов, груженый или порожний с последующим письменным подтверждением, предоставленным не позднее, чем через 2 часа с момента возврата вагонов на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян.
Подтверждением готовности к приему вагонов на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян является:
- предоставление "перевозчику" транспортной железнодорожной накладной на каждую отправку, согласованной "перевозчиком" и оформленной в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также других документов, предусмотренных нормативными правовыми актами;
- отсутствие коммерческих и технических неисправностей, повреждения груза и других причин задержки, не зависящих от "перевозчика".
В параграфе 8 договора, с учетом протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015, установлено, что время нахождения вагонов на пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян (или на приемно-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 станции Ветласян) до момента их возвращения и сдачи "перевозчику" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 главного парка станции Ветласян (или на приемно-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 станции Ветласян).
В случае задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи или приема на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян (на приемно-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 Главного парка станции Ветласян) в связи с занятостью приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян (приемно-отправочных путей N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 Главного парка станции Ветласян) вагонами, не готовыми к подаче, по причинам, зависящим от "контрагента", ответственность за задержку несет "контрагент". По факту задержки вагонов "перевозчик" оформляет акт общей формы.
В случае если "контрагент" отказывается от подачи вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян или приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян заняты вагонами предыдущей подачи, "перевозчиком" оформляется акт общей формы на задержку подачи вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожные пути необщего пользования по причинам, зависящим от "контрагента".
В случае обнаружения обстоятельств, свидетельствующих о неготовности вагонов к уборке на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян, по причинам, зависящим от "контрагента", "перевозчиком" оформляется акт общей формы на задержку вагонов на приемо-отправочных путях N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов, равный:
для наливных грузов - 7,1 часа;
для отправительского маршрута с дизтопливом - 11,9 часа, с мазутом - 10,95 часа;
для сухогрузов (строительных грузов, оборудования, техники, металлоконструкций и других прочих грузов, кроме наливных) - 3,47 часа.
Пункт 9.2 параграфа 9 договора (в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015) предусматривает плату за нахождение вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожных путях общего пользования, и задержку в пути следования, по причинам, зависящим от контрагента, по ставкам, установленным Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 и зарегистрированным в Минюсте России 26.05.2015 N 37379.
Согласно пункту 14.5 договора (в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015) контрагент обязан убрать вагоны с приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян не позднее 15 минут с момента готовности вагонов к сдаче (при этом 2 часа с момента уведомления о подаче вагонов истекло). В случае задержки уборки вагонов с приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян по причинам, зависящим от "контрагента", он уплачивает "перевозчику" плату, указанную в пункте 9.2 параграфа 9 договора.
Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в пределах строка действия договора аренды по 31.05.2016 включительно (пункт 15.1 параграфа 15 договора).
В январе - феврале 2016 года в результате нахождения на приемо-отправочных путях станции Ветласян вагонов, не принадлежащих перевозчику, сверх времени, установленного пунктом 14.5 договора, по причине несвоевременной подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования локомотивом контрагента, составлены акты общей формы на начало и окончание нахождения вагонов на приемо-отправочных путях станции Ветласян.
По окончании нахождения вагонов на приемо-отправочных путях станции Ветласян сверх времени, определенного договором, на основании составленных актов общей формы ответчику рассчитана и начислена плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в соответствии с пунктом 9.2 договора, о чем составлены накопительные ведомости.
Направленные ответчику претензии от 20.02.2016 N 15/144пр, от 02.03.2016 N 15/1 80пр, от 02.03.2016 N 15/178пр, от 17.03.2016 N 15/208пр, от 11.03.2016 N 15/198пр, от 02.03.2016 N 15/179пр, от 25.03.2016 N 15/232пр по каждой накопительной ведомости об оплате имеющейся задолженности оставлены без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (статья 58 Устава).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предъявленная истцом к взысканию с ответчика плата начислена в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора от 04.09.2015 N 7-154, в частности пункта 14.5 параграфа 14 и пункта 9.2 параграфа 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015.
Суды установили и из материалов дела следует, что спорные вагоны в январе - феврале 2016 года находились на выставочных путях станции Ветласян в ожидании приема и подачи локомотивом ООО "СГК" под погрузку, о чем свидетельствуют акты общей формы, от подписания которых ответчик отказался.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, накопительные ведомости, памятки приемосдатчика, выписки из книги уведомлений, дорожные ведомости, и установив факт задержки вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы, установленной в пункте 9.2 параграфа 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015.
Надлежащих доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от перевозчика, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, в том числе не соблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора, были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 по делу N А29-9836/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель ссылается на нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, при оформлении актов общей формы; на нахождение порожних вагонов на приемоотправочных путях главного парка станции Ветласян в отсутствие производственной необходимости и без согласования между начальником станции Ветласян и ответчиком; на отсутствие вины в простое вагонов, в связи с тем, что данная задержка произошла по вине ООО "Лукойл-УНП", считает, что акты общей формы не содержат указания на подлинную причину задержки вагонов; истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора.
...
Пункт 9.2 параграфа 9 договора (в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015) предусматривает плату за нахождение вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожных путях общего пользования, и задержку в пути следования, по причинам, зависящим от контрагента, по ставкам, установленным Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 и зарегистрированным в Минюсте России 26.05.2015 N 37379.
...
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 октября 2018 г. N Ф01-4881/18 по делу N А29-9836/2016