Нижний Новгород |
|
07 ноября 2018 г. |
Дело N А82-8900/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителей - акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед":
Чирковой А.В. (доверенность от 01.03.2017)
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области: Сазоновой Г.А. (доверенность от 27.02.2018),
от заинтересованного лица: Гудкевич Е.В. (доверенность от 06.06.2018),
от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М": Осипенко Ю.В. (доверенность от 29.12.2017),
общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Услуги":
Потемкина В.А., директора,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2018,
принятое судьей Марусиным В.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018,
принятое судьями Ившиной Г.Г.. Кононовым П.И., Хоровой Т.В.,
по делу N А82-8900/2017
по заявлениям акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
(ИНН: 7728170427, ОГРН: 1027739008440),
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - департамент здравоохранения и фармации Ярославской области,
общество с ограниченной ответственностью "Эксперт-Услуги", общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М", государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Станция скорой медицинской помощи,
и установил:
акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - АО "СК "СОГАЗ-Мед") и территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 30.03.2017 (в полном объеме изготовлено 07.04.2017) по делу N 06-03/07-16 о нарушении антимонопольного законодательства и выданного на его основе обязательного для исполнения предписания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - Департамент), общество с ограниченной ответственностью "Эксперт-Услуги" (далее - ООО "Эксперт-Услуги"), общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (далее - ООО "СК "Ингосстрах-М"), государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Станция скорой медицинской помощи (далее - Учреждение).
Решением суда от 23.03.2018 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили абзац 1, пункты 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), сделали выводы не соответствующие обстоятельствам дела; способ оплаты за единицу объема медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования не должна быть различна и зависеть от организационно-правовой формы юридического лица, так как организации в отношении которых утверждаются указанные показатели функционируют в единой системе обязательного медицинского страхования, соответственно, обладают равными правами; внутри системы организаций обязательного медицинского страхования предусмотрено взаимодействие, что позволяет оказывать медицинскую помощь без прикрепления застрахованных лиц к ООО "Эксперт-Услуги"; снижение тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи являлось экономически необоснованным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
АО "СК "СОГАЗ-Мед" в отзыве просило оставить принятые судебные акты без изменения.
Представители АО "СК "СОГАЗ-Мед" и Фонда в судебном заседании отклонили доводы заявителя жалобы.
ООО "Эксперт-Услуги" в отзыве и его представитель в судебном заседании поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "СК "Ингосстрах-М" в судебном заседании поддержал позицию антимонопольного органа.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.04.2017 в Управление поступила жалоба ООО "Эксперт-Услуги" о несогласии с изменениями тарифного соглашения от 31.12.2015 об установлении тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями по территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории Ярославской области на 2016 год.
Приказом Управления от 04.07.2016 N 263 в отношении Департамента, Фонда, ООО "СК "Ингосстрах-М", АО "СК "СОГАЗ-Мед" возбуждено дело N 06-03/07-17 по признакам нарушения абзаца 1, пунктов 2, 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции, сформирована комиссия по рассмотрению дела.
В ходе комиссионного рассмотрения данного дела антимонопольный орган установил следующие обстоятельства.
Департамент, Фонд, ООО "СК "Ингосстрах-М" (филиал в городе Ярославле), АО "СК "СОГАЗ-Мед" (Ярославский филиал), Ярославская региональная общественная организация "Ассоциация медицинских работников" и Ярославская областная организация профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации заключили тарифное соглашение об установлении тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями по территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории Ярославской области, на 2016 год от 31.12.2015 (далее - Тарифное соглашение).
В соответствии с пунктом 1 названного тарифного соглашения его предметом является согласование сторонами: положения о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Ярославской области; тарифов на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; дифференцированных подушевых нормативов финансирования медицинских организаций; объемов финансирования медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Ярославской области в 2016 году, по видам медицинской помощи.
В пункте 2.1 Тарифного соглашения определено, что оплата медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, производится в соответствии со способами оплаты, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" (далее - Постановление N 1382).
Согласно Постановлению N 1382 при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), применяются способы оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
В пункте 2.2.7 Тарифного соглашения установлены следующие способы оплаты скорой медицинской помощи на территории Ярославской области:
1) способ оплаты скорой медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования, когда общий объем подушевого финансирования на год осуществляется на основе среднедушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи, численности и половозрастной структуры обслуживаемого контингента застрахованных граждан на территории Ярославской области. При этом среднедушевой норматив финансирования скорой медицинской помощи рассчитывается в зависимости от ее плановой стоимости на расчетный год (суммы планируемых расходов на осуществление скорой медицинской помощи на очередной финансовый год) и численности прикрепленных застрахованных лиц.
2) способ оплаты скорой медицинской помощи за вызов скорой медицинской помощи. При этом тарифы видов скорой медицинской помощи подразделяются в зависимости от профиля бригады скорой помощи: фельдшерские, врачебные, анастезиолого-реанимационные, связанные с осуществлением транспортировки, безрезультативные.
Разделом 3 Тарифного соглашения в подразделе "Тарифы на оплату скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации", установлено, что оплата скорой медицинской помощи по тарифам осуществляется:
- ООО "Эксперт-Услуги" за выполненный фельдшерский вызов, врачебный вызов, осуществление транспортировки, безрезультативный вызов;
- ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр" за вызов выездной дистанционной анастезиолого-реанимационной бригады при оказании экстренной помощи новорожденным;
- станциям (государственным учреждениям) скорой помощи при оказании ее лицам, застрахованным за пределами Ярославской области.
Приложение N 13 к Тарифному соглашению содержит перечень медицинских организаций (структурных подразделений), оказывающих скорую медицинскую помощь на территории Ярославской области вне медицинских организаций, и отражает установленный для них способ оплаты оказанных услуг. В перечень включено 22 медицинские организации, функционирующие на рынке услуг по оказанию скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в границах Ярославской области. При этом 21 из них являются государственными учреждениями здравоохранения, одна частной - ООО "Эксперт-Услуги"; для 20 государственных учреждений предусмотрен способ оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования, для двух - ООО "Эксперт-Услуги" и ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр" - по тарифам за вызов.
Комиссия Управления провела анализ рынка услуг оказания скорой медицинской помощи в границах города Ярославля, и установила, что в указанных географических границах услуги скорой медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования оказывают ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр", Учреждение, ООО "Эксперт-Услуги". По итогам проведенного анализа Управление пришло к выводу о том, что Учреждение (бюджетное учреждение, оказывающее медицинские услуги, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования, а также платные медицинские услуги согласно Положению о предоставлении платных медицинских услуг, утвержденному приказом от 14.09.2016 N 810/1) и ООО "Эксперт-Услуги" являются конкурирующими организациями как на рынке оказания услуг скорой медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования, так и на рынке услуг медицинской помощи, оплачиваемых за счет иных средств. Управление признало, что ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр" ввиду специфики оказываемых медицинских услуг выездной дистанционной анастезиолого-реанимационной бригады при оказании экстренной помощи новорожденным не является конкурентом двух указанных организаций.
Порядок оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи на территории Ярославской области регламентирован приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н, приказом Департамента от 30.04.2015 N 721-1.
В пункте 1 приказа Департамента от 30.04.2015 N 721-1 установлены зоны обслуживания и закрепления населения Ярославской области за медицинскими организациями, осуществляющими оказание скорой медицинской помощи, подведомственными Департаменту. В соответствии с приложением N 1 к названному приказу за Учреждением закреплены зоны обслуживания населения города Ярославля, а также 4 сельских поселений Ярославского муниципального района.
В соответствии с приложением N 14 к Тарифному соглашению от 31.12.2015 численность прикрепленного к Учреждению населения составляет 614 523 человека, среднемесячный подушевой норматив финансирования указанного Учреждения установлен в размере 46,77 рубля, итоговый подушевой норматив составляет 47,94 рубля.
Согласно протоколу заседания тарифной комиссии от 19.12.2016 N 12 общий размер финансирования Учреждения в целях оказания услуг скорой медицинской помощи в 2016 году составил 353 522 791 рубль в расчете на плановое количество вызовов - 191 483.
По информации Фонда (таблица N 1 в решении Управления), по итогам 2016 года услуги скорой медицинской помощи, оказанной Учреждением, были оплачены средствами обязательного медицинского страхования в запланированном объеме 353 522 791 рубль равными долями за фактическое количество принятых вызовов, составившее 183 447 выездов.
Таким образом, несмотря на то, что фактические показатели количества случаев оказания скорой медицинской помощи (страховых случаев) оказались ниже запланированных на 8036 вызовов, денежное содержание Учреждения не изменилось, соответственно, средняя стоимость одного вызова бригады данного Учреждения по итогам 2016 года оказалась выше запланированной.
Антимонопольный орган на основе представленных в таблице N 1 данных рассчитал среднюю ежеквартальную стоимость вызова врачебной и фельдшерской бригад для Учреждения (таблица N 2 в решении Управления).
Проанализировав полученные данные, Управление рассчитало, что стоимость одной и той же медицинской услуги, оказываемой Учреждением, в течение одного календарного года непостоянна в отсутствие на то объективных оснований, а стоимость различных услуг (выезд врачебной бригады и выезд фельдшерской бригады), одинакова применительно к одному временному периоду. При этом вне зависимости от количества оказанных Учреждением услуг (выездов) размер финансирования остается неизменным и соответствует запланированному объему выделенных средств.
Тарифным соглашением для оплаты услуг, оказываемых ООО "Эксперт-Услуги", установлен способ оплаты скорой медицинской помощи за вызов скорой медицинской помощи.
Приложением N 23 к Тарифному соглашению (в редакции от 31.12.2016) на 2016 год были установлены следующие тарифы на оплату вызова скорой медицинской помощи в зависимости от ее видов и профиля бригад: безрезультативные выезды - 648 рублей; транспортировка - 1269 рублей; фельдшерская - 1620 рублей; врачебная - 2035,80 рубля; с проведением тромболизиса - 56 000 рублей.
На основании протокола заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования от 05.02.2016 N 2 приняты изменения к Тарифному соглашению сторонами, его заключившими. В пункте 8 указанных изменений установлено, что тариф на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) снижен до размера 1747 рублей.
Объясняя указанные обстоятельства, Фонд пояснил, что решение о перерасчете названного тарифа было принято в целях приведения к федеральному нормативу финансовых затрат на один вызов скорой помощи в 2016 году (включая все условия оказания скорой медицинской помощи), а также в связи с планируемым проведением тромболизиса врачебными бригадами скорой медицинской помощи.
Признавая несостоятельными данные пояснения, комиссия Управления отметила, что тариф на услугу скорой медицинской помощи с проведением тромболизиса в размере 56 000 рублей был включен в тарифное соглашение уже в первой его редакции (от 31.12.2015), соответственно, данное обстоятельство не может являться основанием снижения тарифа на оказание скорой врачебной медицинской помощи. При оказании медицинских услуг в рамках Тарифного соглашения указанное снижение тарифа негативным образом отразилось, в первую очередь, на финансовом положении ООО "Эксперт-Услуги", поскольку конкурирующая с ним в границах города Ярославля организация - Учреждение, применяет данный тариф лишь при оказании скорой медицинской помощи лицам, застрахованным за пределами Ярославской области. Обслуживание населения города Ярославля, закрепленного за Учреждением, в процентном выражении составляет 100 процентов и оплачивается способом подушевого финансирования, при котором, как следует из приведенного анализа, тариф не имеет определяющего значения.
Управление установило, что общая стоимость оказанных в 2016 году услуг тромболизиса составила 1 960 000 рублей (35 случаев при стоимости по тарифу 56 000 рублей) - 0,55 процента от общего объема финансирования Учреждения в целях оказания услуг скорой медицинской помощи (353 522 791 рубль). Тогда как снижение тарифа на оплату одного вызова скорой медицинской помощи (врачебной), принятое сторонами путем подписания 05.02.2017 изменений к Тарифному соглашению, составило 14,2 процента.
В связи с этим комиссия Управления пришла к выводу о том, что величина снижения тарифа на оплату вызова врачебной бригады скорой медицинской помощи несопоставима в процентном соотношении с фактической совокупной стоимостью услуг тромболизиза, выделенных, согласно пояснениям Фонда, из услуг скорой врачебной медицинской помощи. При этом стоимость выезда врачебной бригады для оказания услуг скорой медицинской помощи населению города Ярославля для Учреждения после принятия изменений к Тарифному соглашению не снижалась, она равна стоимости выезда фельдшерской бригады и, согласно данным таблицы N 2 в решении Управления, преимущественно имела тенденцию к росту. Перераспределение размера тарифа на оплату услуг врачебной скорой помощи в связи с выделением в качестве самостоятельной медицинской услуги тромболизиса было произведено без внесения пропорциональных изменений в тарифы иных видов скорой медицинской помощи, в том числе и фельдшерской. Кроме того, ООО "Эксперт-услуги" в отличие от Учреждения выезд фельдшерских бригад по вызовам скорой медицинской помощи не осуществляет.
На основании изложенного Управление посчитало, что стороны Тарифного соглашения не представили мотивированных оснований для внесения изменений в Тарифное соглашение от 05.02.2017 в части принятия дискриминационного по отношению к ООО "Эксперт-услуги" решения о снижении тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) без внесения соответствующих пропорциональных изменений в тарифы иных видов скорой медицинской помощи, а также размера подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи.
Как было указано, Управление установило на основании проведенного анализа рынка услуг оказания скорой медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, в границах города Ярославля, что на данном товарном рынке функционируют две конкурирующие организации: Учреждение и ООО "Эксперт-Услуги", осуществляющие деятельность в условиях различных способов, размера и порядка оплаты одних и тех же услуг (страховых случаев) в связи с их утверждением путем заключения Тарифного соглашения на 2016 год. Аналогичные условия финансирования закреплены и Тарифным соглашением на 2017 год от 30.12.2016.
Основываясь на письме Минздрава России от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 (пункт 19), комиссия Управления посчитала, что выбор способа финансирования медицинских организаций, оказывающих услуги скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, не должен зависеть от их организационно-правовой формы.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н, Управление указало, что оказание скорой медицинской помощи осуществляется вне зависимости от прикрепления пациентов к медицинской организации. В этой связи при выборе способа финансирования медицинских организаций, оказывающих услуги скорой медицинской помощи, применение критерия по количеству прикрепленных к медицинскому учреждению лиц неприемлемо.
Между тем в целях стабильного содержания Учреждения избран способ подушевого финансирования, который напрямую связан с численностью прикрепленного к медицинской организации населения. Управление установило, что население города Ярославля в количестве 100 процентов закреплено за Учреждением, с учетом данной численности произведен расчет финансового обеспечения оказываемых последним услуг скорой медицинской помощи. Однако часть населения города Ярославля в соответствии с Тарифным соглашением подлежит обслуживанию ООО "Эксперт-услуги" на основании выделенных объемов, при этом из расчетов объема финансирования Учреждения указанное население не исключено.
ООО "Эксперт-услуги" обращалось в Департамент (письма от 01.07.2015 N 209/15, от 21.10.2015 N 284/15), к комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования и в Фонд (письмо от 19.10.2016 N 194/16) с заявлениями о прикреплении части населения города Ярославля к данной организации; представило информацию (а в материалы дела - список граждан, на обозрение - заявления граждан), об обратившихся в данную организацию с заявлениями о прикреплении их в целях получения услуг скорой медицинской помощи.
Письмом от 28.07.2015 N их.19-3712/15 Департамент сообщил о возможности прикрепления населения к ООО "Эксперт-Услуги" по заявительному принципу.
Письмом от 17.11.2016 N 4823 Фонд указал на отсутствие оснований для прикрепления граждан к ООО "Эксперт-Услуги", причина невозможности прикрепления подавших заявления граждан связана с отказом последнего работать по телефонным номерам экстренного вызова.
Установив указанное, комиссия Управления признала, что действия по отказу в прикреплении населения явились основанием установления в Тарифном соглашении для ООО "Эксперт-Услуги" тарифного способа оплаты скорой медицинской помощи, отказа в возможности подушевого финансирования, при этом определение единого способа финансирования поставило бы конкурирующие организации в равные условия осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая все приведенные обстоятельства и пояснения, Управление пришло к выводу о том, что действия Департамента, Фонда, ООО "СК "Ингосстрах-М" (филиал в городе Ярославле), АО "СК "СОГАЗ-Мед" (Ярославский филиал) по утверждению различных способов оплаты за единицу объема медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования: для государственных медицинских организаций - на основе подушевого норматива финансирования, а для медицинских организаций частной формы собственности (ООО "Эксперт-Услуги") - за один вызов скорой медицинской помощи, допущенные при заключении Тарифного соглашения; а также действия по внесению изменений к Тарифному соглашению от 05.02.2016 в части снижения тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) без внесения соответствующих пропорциональных изменений в тарифы иных видов скорой медицинской помощи, а также размера подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи нарушают положения абзаца 1, пунктов 2, 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Ярославская региональная общественная организация "Ассоциация медицинских работников" и Ярославская областная организация профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации, являющиеся сторонами Тарифного соглашения, не рассмотрены Управлением в качестве субъектов правоотношений, регулируемых статьей 16 Закона о защите конкуренции, поскольку они не являются хозяйствующими субъектами по смыслу пункта 5 статьи 4 названного закона.
Антимонопольный орган принял решение от 30.03.2017 (в полном объеме изготовлено 07.04.2017) о признании указанных действий Департамента, Фонда, ООО "СК "Ингосстрах-М" (филиал в городе Ярославле), АО "СК "СОГАЗ-Мед" (Ярославский филиал) нарушающими абзац 1, пункты 2, 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
На основании данного решения Департаменту, Фонду, ООО "СК "Ингосстрах-М" (филиал в городе Ярославле), АО "СК "СОГАЗ-Мед" (Ярославский филиал) выдано обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
АО "СК "СОГАЗ-Мед" и Фонд не согласились с решением и предписанием Управления и обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Руководствуясь статьями 65, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 16 Закона о защите конкуренции, частью 1 статьи 30, частью 6 статьи 39 Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление не доказало законность и обоснованность принятого им решения и выданного предписания и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности: к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар (пункт 2); разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) (пункт 3).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и государственных органов как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В качестве нарушающий абзац 1, пункты 2, 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган квалифицировал следующие действия Департамента, Фонда, ООО "СК "Ингосстрах-М" (филиал в городе Ярославле), АО "СК "СОГАЗ-Мед" (Ярославский филиал): 1) по утверждению различных способов оплаты за единицу объема медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, а именно: для государственных медицинских организаций - на основе подушевого норматива финансирования, а для медицинских организаций частной формы собственности (ООО "Эксперт-Услуги") - за один вызов скорой медицинской помощи; 2) по внесению изменений к Тарифному соглашению от 05.02.2016 в части снижения тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) без внесения соответствующих пропорциональных изменений в тарифы иных видов скорой медицинской помощи, а также размера подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, урегулированы Федеральным законом N 326-ФЗ.
В части 6 статьи 39 названного закона предусмотрено, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ).
Таим образом, действия по заключению тарифного соглашения предусмотрены действующим законодательством.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию определена главой XI Правил N 158н.
В пункте 155 Правил N 158н установлено, что расчет тарифов может осуществляться на единицу объема медицинской помощи (один случай госпитализации, одно обращение в связи с заболеванием, один законченный случай при оплате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан, одно посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме, один пациенто-день лечения, один вызов скорой медицинской помощи), на медицинскую услугу, за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний), на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц.
На территории Ярославской области на 2016 год в сфере обязательного медицинского страхования действовало Тарифное соглашение от 31.12.2015, заключенное между Департаментом, Фондом, ООО "СК "Ингосстрах-М", АО "СК "СОГАЗ-Мед", Ярославской региональной общественной организацией "Ассоциация медицинских работников", Ярославской областной организацией профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации.
В пункте 2.1 Тарифного соглашения определено, что оплата медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, производится в соответствии со способами оплаты, установленными Постановлением N 1382.
Исходя из данного постановления, при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, применяются способы оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
В пункте 2.2.7 Тарифного соглашения определены следующие способы оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации: по подушевому нормативу финансирования и за вызов скорой медицинской помощи.
При этом способ оплаты скорой медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования предусмотрен для случаев прикрепления застрахованных лиц к медицинской организации.
Предусмотренные Тарифным соглашением способы оплаты за единицу объема медицинской помощи не противоречат действующему законодательству.
Оплата скорой медицинской помощи, оказываемой Учреждением вне медицинской организации, производится по подушевому нормативу финансирования, тогда как оплата аналогичных услуг конкурирующего хозяйствующего субъекта ООО "Эксперт-услуги" - по тарифам за вызов.
Управление посчитало, что установление в Тарифном соглашении различных способов оплаты скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования обусловлено организационно-правовой формой медицинских организаций.
Между тем приказом Департамента от 30.04.2015 N 721-1 определены зоны обслуживания и закрепления населения Ярославской области за медицинскими организациями Ярославской области, осуществляющими оказание скорой медицинской помощи. Данным приказом за Учреждением закреплены зоны обслуживания населения, проживающего в городе Ярославле, а также 4 сельских поселений Ярославского муниципального района.
Суды установили, что приказ от 30.04.2015 N 721-1 является действующим, в установленном законом порядке не оспорен. Каких-либо решений в отношении Департамента по поводу издания данного приказа Управление не принимало.
Применительно к ООО "Эксперт-Услуги" аналогичный приказ уполномоченным органом не издавался, что также не являлось предметом обжалования. Названные обстоятельства в оспариваемом решении Управления надлежащей оценки не получили.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что применение подушевого норматива финансирования в отношении Учреждения было обусловлено объективными причинами - прикреплением застрахованных лиц к Учреждению. Соответственно, отсутствие установленных для ООО "Эксперт-Услуги" зон обслуживания явилось причиной включения в Тарифное соглашение от 31.12.2015 различных способов оплаты скорой медицинской помощи для указанных организаций. Обратное Управлением не доказано
С учетом изложенного вывод судов о незаконности и недоказанности Управлением наличия в рассмотренных действиях участников Тарифного соглашения вмененного нарушения антимонопольного запрета является обоснованным.
Нарушающими антимонопольное законодательство были признаны Управлением действия Департамента, Фонда, ООО "СК "Ингосстрах-М", АО "СК "СОГАЗ-Мед" по внесению изменений в Тарифное соглашение от 05.02.2016 в части снижения тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) без внесения соответствующих пропорциональных изменений в тарифы иных видов скорой медицинской помощи, а также размера подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи, в которых Управлением усмотрено нарушение требований пунктов 2, 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Тарифным соглашением для оплаты услуг, оказываемых ООО "Эксперт-Услуги", предусмотрен способ оплаты скорой медицинской помощи по тарифам за вызов скорой медицинской помощи.
На основании протокола заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования от 05.02.2016 N 2 были приняты изменения к Тарифному соглашению сторонами, его заключившими, согласно которым тариф на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) снижен до 1747 рублей (пункт 8). При этом тарифы на иные виды скорой медицинской помощи, а также размер подушевого норматива пропорционально не изменены.
Управление посчитало, что подобное снижение тарифа негативным образом отразилось на финансовом положении ООО "Эксперт-Услуги", и не затронуло интересы конкурирующей медицинской организации - Учреждения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Управление не привело каких-либо расчетов, указывающих на экономическую необоснованность снижения тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) до 1747 рублей при одновременном сохранении при этом иных тарифов и подушевого норматива на прежнем уровне.
Суды обоснованно отклонили ссылку Управления на то, что снижение тарифа негативным образом отразилось, в первую очередь, на финансовом положении ООО "Эксперт-Услуги", указав, что данное обстоятельство не свидетельствует о доказанности антиконкурентных последствий.
В качестве антиконкурентных последствий спорных действий вменено экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а также раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Вместе с тем внесение изменений в заключенное тарифное соглашение, в том числе в части размеров уже установленных тарифов, действующим законодательством не запрещено, и как таковое само по себе нарушением антимонопольного законодательства не является. Представленные заявителями расчеты тарифов на оплату медицинской помощи Управление не опровергло, их необоснованность не доказало. Нарушение процедуры принятия решения о внесении изменений в тарифное соглашение антимонопольный орган не выявил.
Обоснование того, что снижение тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) до 1747 рублей повлекло за собой негативные последствия, указанные в пунктах 2, 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Управление не представило, наличие антиконкурентных последствий не доказало.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу о том, что Управление не доказало законность и обоснованность принятого им решения и выданного на основании этого решения предписания.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленное АО "СК "СОГАЗ-Мед" и Фондом требование, признав недействительными решение и предписание Управления.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 по делу N А82-8900/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2.1 Тарифного соглашения определено, что оплата медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, производится в соответствии со способами оплаты, установленными Постановлением N 1382.
...
Нарушающими антимонопольное законодательство были признаны Управлением действия Департамента, Фонда, ООО "СК "Ингосстрах-М", АО "СК "СОГАЗ-Мед" по внесению изменений в Тарифное соглашение от 05.02.2016 в части снижения тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) без внесения соответствующих пропорциональных изменений в тарифы иных видов скорой медицинской помощи, а также размера подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи, в которых Управлением усмотрено нарушение требований пунктов 2, 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
...
Обоснование того, что снижение тарифа на оплату вызова скорой медицинской помощи (врачебной) до 1747 рублей повлекло за собой негативные последствия, указанные в пунктах 2, 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Управление не представило, наличие антиконкурентных последствий не доказало."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2018 г. N Ф01-4819/18 по делу N А82-8900/2017
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4819/18
05.07.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3896/18
23.03.2018 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-8900/17
14.09.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-10734/17