Нижний Новгород |
|
06 ноября 2018 г. |
Дело N А43-2254/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Кураповой О.А. (доверенность от 25.12.2017 N 387),
от заинтересованного лица: Усякой Н.Т. (доверенность от 02.03.2018),
от третьего лица: Борисова В.И. (паспорт),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.04.2018,
принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018,
принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-2254/2018
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
(ИНН: 5260148520, ОГРН: 1055238038316)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Нижегородской области от 06.10.2016 N 515-13-2392/2017,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Борисов Виктор Иванович,
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Нижегородской области (далее - Инспекция) от 06.10.2016 N 515-13-2392/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Борисов Виктор Иванович (далее - Борисов В.И.).
Решением от 23.04.2018 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.07.2018 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, суды не применили пункты 50 и 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подлежащие применению и применили пункт 42 указанных правил, не подлежащий применению. Общество указывает на применении к рассматриваемой ситуации пункта 51 Правил N 354, в соответствии с которым расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире. Заявитель жалобы полагает, что решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 31.03.2016 по делу N 2-1234/2016 имеет преюдициальное значение для настоящего дела по вопросу применяемой методики расчета размера платы за коммунальную услугу по энергоснабжению.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Борисов В.И. в судебном заседании указал на несостоятельность аргументов заявителя и попросил оставить оспоренные судебные акты без изменения.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жителя помещения N 8 многоквартирного дома 15а по улице Усиевича города Нижнего Новгорода и приказа от 29.08.2017 N 515-13-2392/2017 Инспекция 16.10.2018 провела внеплановую документарную проверку в отношении Общества.
В ходе проверки выявлено, что Общество осуществляло расчет размера платы за коммунальную услугу по электрической энергии собственнику указанного жилого помещения, предоставленную на индивидуальное потребление, без учета показаний индивидуального прибора учета, установленного в этом помещении.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 06.10.2017 N 515-13-2392/17 и выдала Обществу предписание от 06.10.2016 N 515-13-2392/2017 об устранении выявленных нарушений, которым ему предписано в срок до 15.01.2018 устранить выявленные нарушения, внести изменение в лицевой счет собственника жилого помещения N 8 многоквартирного дома 15а по улице Усиевича города Нижнего Новгорода, а именно: статус жилого помещения принимать как отдельную квартиру, в связи с чем принять к расчету размера платы за коммунальную услугу по электрической энергии, предоставленную на индивидуальное потребление, прибор учета, установленный в жилом помещении N 8.
Общество посчитав предписание Инспекции незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 2, 10, 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), пунктами 42, 81 Правил N 354, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, посчитав оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1). Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 2).
В части 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской.
В частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В пункте 81 Правил N 354 установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
На основании пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Как следует из материалов дела и установили суды, Борисов В.И. является собственником помещения N 8 площадью 23,3 квадратного метра, в доме 15а по улице Усиевича города Нижнего Новгорода.
Указанное жилое помещение является квартирой. Данный факт Общество не оспаривало.
Вместе с тем Общество настаивает на применении к рассматриваемой ситуации пункта 51 Правил N 354, в соответствии с которой расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Как правильно указали суды, данная позиция Общества противоречит установленному обстоятельству о наличии у спорного помещения статуса квартиры. Наличие в спорном жилом доме мест общего пользования не отменяет статус квартиры жилого помещения Борисова В.И.
В этой связи применение к указанному помещению Борисова В.И. пункта 51 Правил N 354 является необоснованным.
Из материалов дела следует, что спорная квартира, принадлежащая Борисову В.И. оборудована индивидуальным прибором учета электрической энергии.
Следовательно, в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по электрической энергии, предоставленную собственнику квартиры N 8 дома 15а по улице Усиевича города Нижнего Новгорода Борисову В.И. на индивидуальное потребление, следует производить с учетом показаний данного прибора учета.
Суды установили, что Общество осуществляло расчет размера платы за коммунальную услугу по электрической энергии собственнику указанного жилого помещения, предоставленную на индивидуальное потребление, без учета показаний индивидуального прибора учета.
Согласно имеющимся в материалах дела копиям платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги собственником спорной квартиры осуществляется расчет платы за электрическую энергию, использованную при содержании общедомового имущества (ОДН).
Оценив по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о недоказанности заявителем противоправных действий Инспекции, нарушающих права Общества.
Ссылка Общества на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 31.03.2016 по делу N 2-1234/2016 отклоняется судом округа, как не имеющая преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку вынесено в отношении иной квартиры и по иным обстоятельствам.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.04.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 по делу N А43-2254/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установили суды, Борисов В.И. является собственником помещения N 8 площадью 23,3 квадратного метра, в доме 15а по улице Усиевича города Нижнего Новгорода.
Указанное жилое помещение является квартирой. Данный факт Общество не оспаривало.
Вместе с тем Общество настаивает на применении к рассматриваемой ситуации пункта 51 Правил N 354, в соответствии с которой расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Как правильно указали суды, данная позиция Общества противоречит установленному обстоятельству о наличии у спорного помещения статуса квартиры. Наличие в спорном жилом доме мест общего пользования не отменяет статус квартиры жилого помещения Борисова В.И.
В этой связи применение к указанному помещению Борисова В.И. пункта 51 Правил N 354 является необоснованным.
Из материалов дела следует, что спорная квартира, принадлежащая Борисову В.И. оборудована индивидуальным прибором учета электрической энергии.
Следовательно, в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по электрической энергии, предоставленную собственнику квартиры N 8 дома 15а по улице Усиевича города Нижнего Новгорода Борисову В.И. на индивидуальное потребление, следует производить с учетом показаний данного прибора учета."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 ноября 2018 г. N Ф01-4888/18 по делу N А43-2254/2018