г. Нижний Новгород |
|
15 ноября 2018 г. |
Дело N А28-11356/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания":
Шурыгина А.Н. (доверенность от 25.12.2017 N 576)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Кирова на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018, принятое судьями Минаевой Е.В., Немчаниновой М.В., Щелокаевой Т.А., по делу N А28-11356/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Соколова Анатолия Аркадьевича (ОГРНИП: 304434532100422; ИНН: 434601406002)
к администрации города Кирова (ОГРН: 1024301340238; ИНН: 4348005534)
о признании незаконным бездействия,
третье лицо - акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (ОГРН: 1084345012465; ИНН: 4345230958),
и установил:
индивидуальный предприниматель Соколов Анатолий Аркадьевич (далее - Предприниматель, ИП Соколов А.А.) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - Администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в неисполнении обязанности, предусмотренной частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Федеральный закон N 190-ФЗ), об определении в течение 30 дней с 28.07.2017 теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети, для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей, расположенных на участке от наружной стены здания N 12 по улице Бородулина в городе Кирове до неподвижной опоры Н.О. 12-08 на теплотрассе, находящейся в аренде акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - АО "КТК"), и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "КТК".
Решением суда первой инстанции от 20.03.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 01.08.2018 решение суда отменено, бездействие Администрации признано незаконным.
Администрация не согласилась с постановлением апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции неверно истолковал статью 6, часть 6 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ, статью 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). По его мнению, обязанность органа местного самоуправления по определению специальной организации для содержания бесхозяйных тепловых сетей возникает только в том случае, если такие сети обеспечивают теплоснабжение объектов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Обязанность по содержанию бесхозяйной тепловой сети уже имеется у АО "КТК". Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
АО "КТК" в отзыве и его представитель в судебном заседании просит постановление апелляционного суда оставить без изменения.
ИП Соколов А.А. в отзыве возразил относительно доводов заявителя.
Администрация и Предприниматель, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество Производственно-торговое предприятие художественных изделий "Идеал" (далее - Предприятие, продавец) и ИП Соколов А.А. (покупатель) заключили договор купли-продажи от 28.07.2006 N 4, предметом которого являлось здание производственного корпуса, расположенное по адресу: город Киров, улица Бородулина, дом 12 кадастровый 43:40:000500:0016:12802/09/А,А1, площадью 2615,5 квадратного метра (пункт 1.2 договора).
Право собственности Предпринимателя на указанное здание зарегистрировано 19.09.2006 (выписка из ЕГРН от 04.09.2017).
По состоянию на 13.07.2011 Кировским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное бюро технической инвентаризации" в отношении теплотрассы по адресу: город Киров, улица Бородулина в районе дома 12 составлен технический паспорт. Кадастровый номер объекта 43:40:000000:0000:33:401:002:000267700:7001.
АО "КТК" и ИП Соколов А.А. (потребитель) заключили договор теплоснабжения от 11.06.2013 N 915868, согласно которому теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Из пункта 2.2.1 договора следует, что теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 2 к настоящему договору), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением N 1 к настоящему договору, и с качеством в соответствии с условиями настоящего договора и требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Приложением N 2 к договору теплоснабжения границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является: место врезки у неподвижной опоры Н.О. 12-08 на теплотрассе, находящейся в аренде АО "КТК". Теплотрасса от места врезки до здания по ул. Бородулина, 12 находится на балансе потребителя. Граница эксплуатационной ответственности совпадает с границей балансовой принадлежности. Операции в тепловой системе, ремонты всех видов, надзор и содержание производятся силами и средствами каждой из сторон по балансовой принадлежности.
АО "КТК" и ИП Соколов А.А. (потребитель) заключили договор теплоснабжения от 17.09.2014 N 915868, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии. Теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 2 к настоящему договору), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением N 1 к настоящему договору, и с качеством в соответствии с условиями настоящего договора и требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 2.2.1 договора).
Согласно пункту 2.3.8 названного договора потребитель обязан осуществлять эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей в соответствии с требованиями утвержденных Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а также обеспечивать надлежащее содержание и сохранность теплопотребляющих установок и тепловых сетей, производить техническое обслуживание, ремонт и испытание указанных сетей и установок после согласования с теплоснабжающей организацией объемом, сроков и графиков испытаний и ремонтов (пункт 2.3.9 договора).
На основании Приложения N 2 к договору теплоснабжения границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является: место врезки у неподвижной опоры Н.О. 12-08 на теплотрассе, находящейся в аренде АО "КТК". Теплотрасса от места врезки до здания по улице Бородулина, 12 находится на балансе потребителя. Граница эксплуатационной ответственности совпадает с границей балансовой принадлежности. Операции в тепловой системе, ремонты всех видов, надзор и содержание производятся силами и средствами каждой из сторон по балансовой принадлежности.
ИП Соколов А.А. 19.05.2017 обратился в Администрацию с заявлением об обнаружении бесхозяйной тепловой сети, в котором указал, что по договору теплоснабжения от 17.09.2014 N 915868 на балансе ИП Соколова А.А. находилось сооружение теплотрассы по адресу: город Киров, улица Бородулина, 12 с кадастровым номером 43:40:000000:0000:33:401:002:000267700:7001. Указанная тепловая сеть не является собственностью ИП Соколова А.А., а также он не владеет теплотрассой на каком-либо другом основании, в связи с чем Предприниматель направил в адрес АО "КТК" заявление об изменении ранее заключенного договора, в котором отказался от принятия на свой баланс данной тепловой сети. Таким образом, указанная тепловая сеть является бесхозяйной. В связи с изложенным заявитель просил определить теплосетевую организацию, или единую теплоснабжающую организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной тепловой сети.
В письме от 02.06.2017 N 3786-18-06 по результатам рассмотрения обращения Администрация сообщила о том, что в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ к обязанностям органов местного самоуправления относится организация теплоснабжения населения. Участок тепловой сети от УТ-5 до здания N 12 улице Бородулина города Кирова обеспечивает теплоснабжение производственных зданий и не участвует в обеспечении теплоснабжения жилых домов города Кирова. Предпринимателю предложено заключить договор на обслуживание данной тепловой сети со специализированной организацией или передать данную тепловую сеть АО "КТК".
17.07.2017 между АО "КТК" и ИП Соколовым А.А. заключено дополнительное соглашение к договору теплоснабжения в горячей воде от 17.09.2014 N 915868, согласно которому стороны согласовали приложение N 2 к договору теплоснабжения в горячей воде в новой редакции. В соответствии с указанным приложением границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является наружная стена здания по улице Бородулина, дом 12, владелец теплотрассы от места врезки у неподвижной опоры Н.О. 12-08 на теплотрассе, находящейся в аренде ОАО "КТК", до здания не определен. Операции в тепловой системе, ремонты всех видов, надзор и содержание производятся силами и средствами каждой из сторон по балансовой принадлежности.
ИП Соколов А.А. 28.07.2017 обратился в Администрацию с заявлением об обнаружении бесхозяйной тепловой сети, в котором указано, что по договору теплоснабжения от 17.09.2014 N 915868 на балансе ИП Соколова А.А. находилось сооружение теплотрассы по адресу: город Киров, улица Бородулина, 12 с кадастровым номером 43:40:000000:0000:33:401:002:000267700:7001. Дополнительным соглашением от 17.07.2017 стороны по указанному договору установили новые границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. С 18.07.2017 сооружение теплотрассы от наружной стены здания по улице Бородулина, дом 12 до неподвижной опоры Н.О. 12-08 на теплотрассе, находящейся в аренде АО "КТК" стало бесхозяйным. Предприниматель просил определить теплосетевую организацию, или единую теплоснабжающую организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной тепловой сети. К заявлению приложены копия дополнительного соглашения к договору теплоснабжения в горячей воде от 17.09.2014 N 915868 и копия акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Письмом от 25.08.2017 N 6346-18-06 Администрация сообщила о том, что в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ к обязанностям органов местного самоуправления относится организация теплоснабжения населения. Участок тепловой сети от УТ-5 до здания N 12 улице Бородулина города Кирова обеспечивает теплоснабжение производственных зданий и не участвует в обеспечении теплоснабжения жилых домов города Кирова. ИП Соколову А.А. предложено заключить договор на обслуживание данной тепловой сети со специализированной организацией или передать данную тепловую сеть АО "КТК".
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Кирова от 02.02.2018 участок тепловой сети от наружной стены здания N 12 по улице Бородулина в городе Кирове до неподвижной опоры Н.О. 12-08 в реестре муниципальной собственности не числится.
Полагая, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 2, 13, 15 Федерального закона N 190-ФЗ, статьей 17 Федерального закона N 131-ФЗ, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, вместе с тем пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации нарушал права и законные интересы Предпринимателя, в связи с чем отменил решение суда и удовлетворил требование ИП Соколова А.А.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В пункте 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно указал, что орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа выявлены бесхозяйные тепловые сети, а равно тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
Из материалов дела видно, что Предприятие (продавец) и ИП Соколов А.А. (покупатель) заключили договор купли-продажи от 28.07.2006 N 4 здания производственного корпуса, расположенного по адресу: город Киров, улица Бородулина, дом 12 кадастровый N 43:40:000500:0016:12802/09/А, А1, площадью 2615,5 квадратного метра.
Согласно акту приема-передачи от 28.07.2006 к указанному договору продавец передал, а покупатель принял только здание производственного корпуса, расположенное по адресу: город Киров, улица Бородулина, дом 12.
На основании договоров теплоснабжения от 11.06.2013 N 915868 и от 17.09.2014 N 915868 спорная тепловая сеть находилась на балансе ИП Соколова А.А.
АО "КТК" и ИП Соколов А.А. 17.07.2017 заключили дополнительное соглашение к договору теплоснабжения от 17.09.2014 N 915868, согласно которому стороны согласовали Приложение N 2 к договору теплоснабжения в новой редакции. В соответствии с указанным приложением границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является: наружная стена здания по улице Бородулина, дом 12.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства передачи спорной теплотрассы ИП Соколову А.А. на том или ином вещном праве; иной владелец теплотрассы от места врезки у неподвижной опоры Н.О. 12-08 на теплотрассе до здания не определен. Спорный участок тепловых сетей не числится в реестре муниципального имущества муниципального образования город Киров, а также в отношении принадлежности этого имущества отсутствуют сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом из письменных пояснений АО "КТК" и представленных третьим лицом документов, видно, что спорная теплотрасса построена Предприятием, в настоящее время все здания указанного предприятия проданы различным субъектам; к спорной теплотрассе помимо Предпринимателя подключены и иные потребители.
В материалы дела не представлены доказательства, из которых бы следовало, что спорный участок тепловой сети находился в законном владении Предприятия и был передан другому лицу, в том числе в ходе процедуры конкурсного производства, которое завершено 18.11.2008.
Суд апелляционной инстанции отметил, что акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не являются бесхозяйными, подписаны сторонами не на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности потребителей, а с целью осуществления теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 808 акт разграничения балансовой принадлежности - документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании.
Из пункта 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", следует, что осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении и акта разграничения балансовой принадлежности, в котором указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.
Таким образом, акт разграничения балансовой принадлежности не является правоустанавливающим документом, а носит исключительно технический характер, фиксирует подключение к системам теплоснабжения.
Суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что участок спорной теплотрассы от места врезки у неподвижной опоры Н.О. 12-08 на теплотрассе до здания Предпринимателя соответствовал изложенному в законе понятию бесхозяйной вещи.
Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей. При этом с момента издания органом местного самоуправления соответствующего акта на профессионального участника - теплосетевую организацию или теплоснабжающую организацию - возлагается обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозяйных участков сетей, поскольку именно они обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное снабжение потребителей энергией вне зависимости от факта наличия в системе теплоснабжения бесхозяйных тепловых сетей.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что восстановление нарушенных прав Предпринимателя возможно путем возложения на орган местного самоуправления обязанности совершить предписанные Законом о теплоснабжении действия. При этом вопреки доводам ответчика частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении на орган местного самоуправления не возлагается обязанность принимать спорный объект в собственность. Кроме того, названная норма Закона о теплоснабжении не содержит условия исполнения предусмотренной в ней обязанности органа местного самоуправления в зависимости от присоединения бесхозяйных тепловых сетей к жилым или не жилым домам.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что отказ от совершения Администрацией действий, указанных в пункте 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, нарушал положения названного закона, а также права и законные интересы ИП Соколова А.А., в связи с чем правомерно удовлетворил заявление Предпринимателя.
Оснований для отмены постановления апелляционного суда с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов апелляционного суда и направлены на переоценку доказательств и установленных данным судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены постановления апелляционного суда.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Администрация освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округ
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу N А28-11356/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что восстановление нарушенных прав Предпринимателя возможно путем возложения на орган местного самоуправления обязанности совершить предписанные Законом о теплоснабжении действия. При этом вопреки доводам ответчика частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении на орган местного самоуправления не возлагается обязанность принимать спорный объект в собственность. Кроме того, названная норма Закона о теплоснабжении не содержит условия исполнения предусмотренной в ней обязанности органа местного самоуправления в зависимости от присоединения бесхозяйных тепловых сетей к жилым или не жилым домам.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что отказ от совершения Администрацией действий, указанных в пункте 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, нарушал положения названного закона, а также права и законные интересы ИП Соколова А.А., в связи с чем правомерно удовлетворил заявление Предпринимателя."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 ноября 2018 г. N Ф01-5107/18 по делу N А28-11356/2017