г. Нижний Новгород |
|
16 ноября 2018 г. |
Дело N А28-680/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Короткова С.В. (доверенность от 03.09.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие "ФЕКС" на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.04.2018, принятое судьей Волковой С.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Хоровой Т.В., по делу N А28-680/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие "ФЕКС" (ОГРН: 1114345002122, ИНН: 4345296050)
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области (ОГРН: 1164350075119, ИНН: 4345454764)
о признании незаконным отказа в приеме документов и об обязании восстановить нарушенные права
и установил:
общество с ограниченной ответственностью охранное предприятие "ФЕКС" (далее - ООО ОП "ФЕКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области (далее - Управление, уполномоченный орган) в приеме документов, представленных 26.10.2017 в Отдел лицензионно-разрешительной работы города Кирова для получения разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему и о восстановлении нарушенных прав.
Решением суда первой инстанции от 19.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды не применили подлежащие применению статьи 15 и 55 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положения Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), пункт 11 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте, утвержденного приказом МВД России от 21.05.2012 N 529 (далее - Административный регламент N 529), и применили не подлежащие применению статьи 333.18 и 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статью 23 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон N 150-ФЗ, Закон об оружии). По его мнению, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве возразило относительно доводов заявителя, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО ОП "ФЕКС" имеет лицензию от 14.03.2011 на осуществление частной охранной деятельности сроком до 14.03.2021.
Общество 26.10.2017 обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему в связи с приобретением пистолета служебного огнестрельного ограниченного поражения (модель Р226ТС, калибр 10*28, N 1726ТС066) и 40 патронов к нему.
Рассмотрев поступивший согласно описи от заявителя пакет документов, Управление возвратило их с указанием на неуплату государственной пошлины на основании статьи 333.18 НК РФ.
ООО ОП "ФЕКС" 31.10.2017 повторно обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, приложив платежное поручение от 27.10.2017 N 105 об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
Управление 09.11.2017 выдало Обществу разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему РХИ N 0156614 в отношении пистолета служебного огнестрельного ограниченного поражения модели Р226ТС, калибра 10*28 и патронов травматического действия согласно допустимой норме хранения.
Полагая, что отказ административного органа в приеме документов, представленных 26.10.2017 для получения разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, является незаконным, ООО ОП "ФЕКС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 333.18, 333.33 НК РФ, статьями 12, 23 Федерального закона N 150-ФЗ, статьями 5 и 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, пунктами 9, 11, 12 Административного регламента N 529, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае Общество как организация, осуществляющая частную охранную деятельность, оспаривает отказ Управления в приеме документов, представленных 26.10.2017 в Отдел лицензионно-разрешительной работы города Кирова для получения разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
Отказывая в приеме соответствующих документов, административный орган исходил из того, что при обращении за совершением юридически значимого действия в сфере оборота оружия ООО ОП "ФЕКС" не была уплачена государственная пошлина.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, в том числе связанные с защитой жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечением общественной безопасности регулируются Федеральным законом N 150-ФЗ.
Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона N 150-ФЗ предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
В статье Федерального закона N 150-ФЗ установлено, что юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приобретенное оружие подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе в двухнедельный срок со дня приобретения оружия. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия. Форма разрешения определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном для получения лицензии на приобретение оружия.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 150-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 N 151-ФЗ, вступившего в силу с 01.10.2017) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, за совершение юридически значимых действий в сфере оборота оружия взимается государственная пошлина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, иные органы, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (пункт 1 статьи 333.16 НК РФ).
Подпунктом 136 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (введенным Федеральным законом от 01.07.2017 N 145-ФЗ, вступившим в силу с 01.10.2017) определен перечень случаев уплаты государственной пошлины за действия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.
На основании указанной нормы при выдаче (продлению срока действия) разрешения на хранение оружия, хранение и ношение оружия, хранение и использование оружия, ввоз в Российскую Федерацию оружия и патронов к нему или вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему подлежит уплате государственная пошлина в размере 500 рублей.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, установлены в статье 333.18 НК РФ.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.2 данного пункта, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается соответствующим платежным документом (пункт 3 статьи 333.18 НК РФ).
Перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами (пункт 5 статьи 333.18 НК РФ).
Проанализировав изложенные нормы налогового законодательства в систематическом толковании с положениями статьи 23 Федерального закона N 150-ФЗ, суды сделали правильный вывод о необходимости уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий в сфере оборота оружия (подпункт 136 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ) до подачи соответствующего заявления. В противном случае право на получение государственной услуги у заявителя не возникает.
Выдача юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему является государственной услугой. Отношения по представлению государственных и муниципальных услуг регулирует Федеральный закон N 210-ФЗ (часть 1 статьи 1).
Предоставление государственных или муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, структура которого должна содержать раздел, устанавливающий, в том числе стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ).
Из пункта 6 статьи 14 Федерального закона N 210-ФЗ следует, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен предусматривать исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, но исключительно тех документов, которые необходимы в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами, а не по усмотрению соответствующего органа.
Предоставление государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте регулируется Административным регламентом N 529.
Перечень документов, необходимых для предоставления рассматриваемой государственной услуги, определен в пункте 9 Административного регламента N 529.
В соответствии с указанным пунктом для получения разрешения заявитель представляет: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; заявление (приложение N 2 к Административному регламенту); дубликат лицензии на приобретение оружия с отметкой юридического лица - поставщика или УЛРР МВД России либо территориального органа МВД России (при получении гражданином оружия непосредственно от предыдущего владельца); приходно-расходные документы на оружие (патроны), полученное во временное пользование (представляются юридическими лицами); документы, подтверждающие получение согласия лиц, не являющихся заявителем, на обработку персональных данных (при наличии).
Юридические лица к заявлению, представляемому в подразделение лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России по месту хранения оружия, прилагают: копии учредительных документов; копии документов, подтверждающих наличие у юридического лица на праве собственности или на ином законном основании помещений, предназначенных для хранения оружия и патронов, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; для получения разрешения на хранение и использование огнестрельного оружия с нарезным стволом - копии технических паспортов на оружие (только страниц, где указаны вид, марка, заводской номер, дата изготовления, проставлен штамп о дате проведения контрольного отстрела и отметка о сертификации) либо протоколы контрольных отстрелов оружия; список работников юридического лица, ответственных за сохранность и учет оружия и патронов (приложение N 3 к Административному регламенту N 529).
Основанием для отказа в приеме документов являются неверно указанные в заявлении сведения или отсутствие сведений и документов, предусмотренных пунктом 9 Административного регламента N 529, о чем гражданину либо представителю заявителя - юридического лица сообщается на приеме. Материалы возвращаются гражданину (представителю заявителя), который расписывается в экземпляре (копии) описи документов, представляемых для получения разрешения (приложение N 7 к Административному регламенту N 529) (пункт 11 Административного регламента N 529).
Действительно, пункт 9 Административного регламента N 529 не содержит указания на необходимость для получения разрешения представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, а пункт 11 Административного регламента N 529 - как такого основания отказа в приеме документов в случае непредставления платежного документа.
Суды верно отметили, что ранее действующая редакция статьи 23 Закона об оружии не позволяла взимать единовременные сборы за выдачу разрешений на хранение и использование, экспонирование, коллекционирование, транспортирование и перевозку оружия и патронов к нему. Федеральным законом от 01.07.2017 N 151-ФЗ (вступил в силу с 01.10.2017) статья 23 Закона об оружии изложена в новой редакции, вид оплаты за предоставляемые государственные услуги изменен путем замены единовременного сбора, взимаемого за выдачу лицензий и разрешений в сфере оборота оружия, на государственную пошлину. Соответствующие изменения также внесены в НК РФ (Федеральный закон от 01.07.2017 N 145-ФЗ).
Следовательно, с 01.10.2017 за совершение юридически значимых действий в сфере оборота оружия взимается государственная пошлина, которая должна быть уплачена ее плательщиком до обращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
С учетом изложенного суды правильно посчитали, что отсутствие в установленном пунктом 9 Административного регламента N 529 перечне необходимых для получения разрешения документов указания на представление заявителем документа об уплате государственной пошлины не свидетельствует об отсутствии у последнего соответствующей предусмотренной законом обязанности.
Иная позиция Общества основана на неправильном толковании изложенных норм права.
В связи со вступлением в силу с 01.10.2017 Федеральных законов от 01.07.2017 N 151-ФЗ и от 01.07.2017 N 145-ФЗ соответствующие изменения подлежали внесению в административные регламенты, предусматривающие предоставление государственной услуги по выдаче лицензий и разрешений в сфере оборота оружия. На момент обращения Общества в Управление за получением разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему и рассмотрения настоящего дела соответствующие изменения не внесены.
Таким образом, суды признали обоснованной позицию уполномоченного органа о несоответствии Административного регламента N 529 в части отсутствия указания на необходимость представления лицом, обратившимся за получением государственной услуги по выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, документа об уплате государственной пошлины, законодательным актам, имеющим большую юридическую силу.
Частью 2 статьи 13 АПК РФ арбитражному суду предписано принимать судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Применительно к рассматриваемому спору такими нормативными правовыми актами являются Закон об оружии (статья 23), НК РФ (подпункт 136 пункта 1 статьи 333.33, подпункт 6 пункта 1 статьи 333.18), из которых следует обязанность уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему до подачи заявления.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый отказ Управления в приеме документов соответствовал действующему законодательству и не нарушал права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали ООО ОП "ФЕКС" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.04.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу N А28-680/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие "ФЕКС" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью охранное предприятие "ФЕКС".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно отметили, что ранее действующая редакция статьи 23 Закона об оружии не позволяла взимать единовременные сборы за выдачу разрешений на хранение и использование, экспонирование, коллекционирование, транспортирование и перевозку оружия и патронов к нему. Федеральным законом от 01.07.2017 N 151-ФЗ (вступил в силу с 01.10.2017) статья 23 Закона об оружии изложена в новой редакции, вид оплаты за предоставляемые государственные услуги изменен путем замены единовременного сбора, взимаемого за выдачу лицензий и разрешений в сфере оборота оружия, на государственную пошлину. Соответствующие изменения также внесены в НК РФ (Федеральный закон от 01.07.2017 N 145-ФЗ).
...
В связи со вступлением в силу с 01.10.2017 Федеральных законов от 01.07.2017 N 151-ФЗ и от 01.07.2017 N 145-ФЗ соответствующие изменения подлежали внесению в административные регламенты, предусматривающие предоставление государственной услуги по выдаче лицензий и разрешений в сфере оборота оружия. На момент обращения Общества в Управление за получением разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему и рассмотрения настоящего дела соответствующие изменения не внесены.
...
Применительно к рассматриваемому спору такими нормативными правовыми актами являются Закон об оружии (статья 23), НК РФ (подпункт 136 пункта 1 статьи 333.33, подпункт 6 пункта 1 статьи 333.18), из которых следует обязанность уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему до подачи заявления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 ноября 2018 г. N Ф01-5119/18 по делу N А28-680/2018