г. Нижний Новгород |
|
30 ноября 2018 г. |
Дело N А79-15766/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.04.2018, принятое судьей Красновым К.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018, принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Гущиной А.М., по делу N А79-15766/2017
по заявлениям казенного учреждения Чувашской Республики "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" Министерства здравоохранения Чувашской Республики и государственного бюджетного учреждения Чувашской Республики "Вурнарская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики
о признании незаконным решения (в части),
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "ПАРЭТ",
индивидуальный предприниматель Купчиков Александр Альбертович,
общество с ограниченной ответственностью "Полимерные изделия",
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения,
и установил:
казенное учреждение Чувашской Республики "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - КУ "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения") и бюджетное учреждение Чувашской Республики "Вурнарская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - БУ "Вурнарская центральная районная больница") обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлениями о признании незаконным пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 17.11.2017 по делу N 325-К-2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ПАРЭТ" (далее - ООО "ПАРЭТ"), индивидуальный предприниматель Купчиков Александр Альбертович (далее - Предприниматель), общество с ограниченной ответственностью "Полимерные изделия" (далее - ООО "Полимерные изделия"), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.
Решением суда от 03.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), нарушили нормы процессуального права; допустив к участию в электронном аукционе заявку ООО "ПАРЭТ", аукционная комиссия нарушила требования пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, так как заявка не соответствовала требованиям, установленным документацией об аукционе; предлагаемый ООО "ПАРЭТ" к поставке товар не соответствует требованиям, установленным в аукционной документации, в том числе по безопасности для здоровья; признание решения антимонопольного органа незаконным не приведет к восстановление нарушенных прав и законных интересов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
БУ "Вурнарская центральная районная больница", КУ "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" и ООО "Полимерные изделия" в отзывах отклонили доводы, изложенные в жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, КУ "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" 12.10.2017 в 14 часов 22 минуты на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru разместило извещение N 0815200000117001173 о проведении аукциона в электронной форме по поставке изделий медицинских гинекологических с начальной (максимальной) ценой контракта 317 788 рублей. Одновременно размещалась документация об электронном аукционе.
Заказчик, осуществляющий закупку, - БУ "Вурнарская центральная районная больница".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.10.2017 аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, в результате которого допущены два участника с номерами заявок 1 и 2.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.11.2017 в результате рассмотрения вторых частей заявок N 1, 2 (порядковый номер заявки N 1 - ООО "ПАРЭТ", N 2 - Предприниматель) победителем электронного аукциона признано ООО "ПАРЭТ".
Предприниматель 07.11.2017 обратился в Управление с жалобой, в которой просил признать вторую часть заявки ООО "ПАРЭТ" не соответствующей требованиям аукционной документации, считая, что ООО "ПАРЭТ" по позициям 1, 2 Технического задания "Набор гинекологический смотровой одноразовый стерильный" предлагает товар, на который отсутствует регистрационное удостоверение, сертификат качества, СТ-1.
Решением Управления от 17.11.2017 по делу N 325-К-2017 жалоба Предпринимателя признана необоснованной, при этом в действиях аукционной комиссии усмотрено нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ. В данном решении антимонопольный орган пришел к выводу о соответствии заявки ООО "ПАРЭТ" по позициям 1 и 2 Технического задания требованиям аукционной документации и действующего законодательства. Однако по позициям 4 и 5 Технического задания заявка ООО "ПАРЭТ" подлежала отклонению аукционной комиссией, поскольку изделия по позициям 4 и 5 Технического задания изымаются из наборов, а не предлагаются в индивидуальной упаковке.
Предписанием Управления от 17.11.2017 аукционной комиссии предписано отменить протоколы от 24.10.2017, 01.11.2017 и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Во исполнение данного предписания уполномоченным учреждением отменены данные протоколы и назначено заседание аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещена информация об отмене данных протоколов.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.12.2017 аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, в результате чего допустила двоих участников с номерами заявок 1 и 2.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.12.2017 в результате рассмотрения вторых частей заявок аукцион признан несостоявшимся.
КУ "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" и БУ "Вурнарская центральная районная больница" не согласились решением антимонопольного органа и обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 24, пунктом 1 части 1 статьи 31, частью 1 статьи 59, пункты 1, 2 части 1 статьи 64, частью 2 статьи 66, частями 1, 4, 5 статьи 67, частями 1, 2, 6, 7, 10 статьи 69, подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ, частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила N 1416), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и признал пункт 2 решения Управления незаконным.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Федеральный закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ).
В части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статья 67 Федерального закона N 44-ФЗ).
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ).
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статья 69 Федерального закона N 44-ФЗ).
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона (часть 6 статья 69 Федерального закона N 44-ФЗ).
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 указанной статьи, не допускается (часть 7 статья 69 Федерального закона N 44-ФЗ).
Как установили суды и видно из материалов дела, по результатам рассмотрения первых частей заявок (24.10.2017) к участию в электронном аукционе допущены две заявки (ООО "ПАРЭТ" и Предприниматель).
Основания, предусмотренные частью 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия не установила.
В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ победителем аукциона аукционной комиссией признано ООО "ПАРЭТ".
Но основании анализа положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правил N 1416, ГОСТа 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования", ГОСТа ISO 11607-2011 "Межгосударственный стандарт. Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования", суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае предложенная ООО "ПАРЭТ" поставка по позициям 4 и 5 Технического задания аукционной документации отдельных комплектаций (изделий), входящих в состав набора, но которые имеют отдельную индивидуальную упаковку и маркировку, прошли государственную регистрацию, не нарушает требования указанных положений и стандартов.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что решение Управления не соответствовало действующему законодательству, нарушало права и законные интересы заявителей, и удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы не опровергают выводов, сделанных судами, по сути свидетельствуют не о нарушении судами норм права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств, что не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.04.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 по делу N А79-15766/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания, предусмотренные частью 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия не установила.
В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ победителем аукциона аукционной комиссией признано ООО "ПАРЭТ".
Но основании анализа положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правил N 1416, ГОСТа 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования", ГОСТа ISO 11607-2011 "Межгосударственный стандарт. Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования", суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае предложенная ООО "ПАРЭТ" поставка по позициям 4 и 5 Технического задания аукционной документации отдельных комплектаций (изделий), входящих в состав набора, но которые имеют отдельную индивидуальную упаковку и маркировку, прошли государственную регистрацию, не нарушает требования указанных положений и стандартов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф01-5161/18 по делу N А79-15766/2017
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5161/18
16.07.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3983/18
03.04.2018 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-15766/17
06.02.2018 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-318/18