г. Нижний Новгород |
|
04 декабря 2018 г. |
Дело N А79-127/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от истца: Ефремовой Н.С., доверенность от 08.11.2018,
Иванова А.С., доверенность от 26.11.2018,
от ответчика: Анишина Е.В., директора, приказ от 20.11.2014,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.04.2018, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018, принятое судьями Насоновой Н.А., Новиковой Л.П., Тарасовой Т.И., по делу N А79-127/2017
по иску Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (ИНН: 2128054356, ОГРН: 1042128010100)
к частному образовательному учреждению Центр "Интеллект" (ИНН: 2128010983, ОГРН: 1022101136496)
о взыскании 3 235 264 рублей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление образования администрации города Чебоксары (ИНН: 2128005373, ОГРН: 1022101137937),
и установил:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к частному образовательному учреждению Центр "Интеллект" (далее - ЧОУ Центр "Интеллект", Учреждение) о взыскании 3 235 264 рублей, полученных в виде субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации города Чебоксары (далее - Управление).
Решением суда от 11.04.2018 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и удовлетворить иск в полном объеме.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы права и неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Министерства, реализация дошкольного образования без оказания услуг по присмотру и уходу невозможна. В представленных в материалы дела договорах не указано на то, что несовершеннолетним оказывается исключительно образовательная услуга и они освобождаются от родительской платы за присмотр и уход. Большинство обучающихся посещали неполный учебный (финансовый) год. По данным кассовой книги Учреждения, родительскую плату за присмотр и уход в кассу Учреждения внесли 279 родителей. При этом среднегодовое количество детей, одновременно посещающих образовательное учреждение, составило 119. В материалы дела не представлены документы в отношении всех воспитанников Учреждения. После издания руководителем образовательной организации распорядительного акта о зачислении ребенка в образовательную организацию в течение трех рабочих дней после заключения договора ребенок снимается с учета детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации. Вопрос об основаниях снятия детей с учета по предоставлению муниципальной услуги судами не исследовался.
Подробно доводы Министерства изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Министерство и Учреждение заключили соглашение от 20.05.2015 N 286 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях.
Соглашением (с учетом дополнительных соглашений от 24.07.2015 N 471 и от 16.12.2015 N 829) предусмотрено предоставление субсидии Учреждению из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в 2015 году за счет средств, предусмотренных в Законе Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в размере 11 594 300 рублей.
Согласно пункту 1.2 соглашения субсидия предоставляется Учреждению с целью финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в Учреждении и возмещения затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Министерство вправе осуществлять проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии (пункт 2.1.2 соглашения).
В соответствии с пунктами 2.2.3 - 2.2.5 соглашения Учреждение обеспечивает целевое расходование средств; ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом предоставляет в Министерство отчет о расходовании субсидий по форме согласно приложению 3 к Правилам предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, утвержденным постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 26.02.2014 N 57 (далее - Правила предоставления субсидий), с приложением списков обучающихся на начало каждого месяца отчетного периода; письменно уведомляет Министерство о прекращении потребности субсидии в течение 5 рабочих дней с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
На основании пункта 3.1 соглашения при выявлении нарушений условий, предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидий, Министерство в течение 5 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет Учреждению уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств.
В случае если организация не возвращает бюджетные средства, полученные в виде субсидии, в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение двух месяцев со дня направления ей уведомления, указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
Министерство в 2015 году и в первом полугодии 2016 года перечислило на расчетные счета Учреждения субсидии на общую сумму 11 881 900 рублей, в том числе 287 600 рублей средств субсидии по соглашению на 2014 год.
В ходе проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий Министерство, исходя из анализа посещения детей образовательного учреждения и поступления сумм родительской платы за присмотр и уход в каждом месяце в 2015 году, пришло к выводу, что среднегодовое количество детей, одновременно посещающих образовательное учреждение, в 2015 году составило, тогда как по данным отчета Учреждения об использовании субсидии по состоянию на 01.01.2016 средняя численность обучающихся за 2015 год составила 199 человек.
Министерство посчитало, что Учреждение нарушило пункт 2.2.4 соглашения, предоставив недостоверные сведения о расходовании субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования, что привело к неправомерному получению субсидии в размере 3 235 264 рублей, и направило Учреждению уведомление от 30.09.2016 о возврате в бюджет Чувашской Республики бюджетных средств.
Неисполнение Учреждением требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 34, 44, 54, 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Правилами предоставления субсидий, суд отказал в удовлетворении иска, так как пришел к выводу о недоказанности нарушения ответчиком условий соглашения и нецелевого использования средств.
Первый арбитражный апелляционный суд дополнительно руководствовался статьями 33, 53 Закона об образовании, Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293, согласился с выводом Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок и условия предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, в соответствии с Законом Чувашской Республики от 30.07.2013 N 50 "Об образовании в Чувашской Республике" определен в Правилах предоставления субсидий.
Согласно пункту 1.2 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются организациям на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2.5 Правил предоставления субсидий при принятии решения о предоставлении субсидий между Минобразования Чувашии и организацией заключается соглашение о предоставлении субсидий, которое предусматривает: цели предоставления субсидий; объем и периодичность перечисления субсидий в течение финансового года; осуществление контроля за расходованием субсидий; случаи и порядок возврата субсидий в республиканский бюджет Чувашской Республики; согласие организации на осуществление Минобразования Чувашии и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
К соглашению прилагаются расчеты объема субсидий.
При выявлении нарушения условий предоставления субсидий, установленных настоящими Правилами, Минобразования Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет организации уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств (пункт 3.1 Правил предоставления субсидий).
Суды установили, что в ходе проверки Министерство на основании данных о внесенной родительской плате за присмотр и уход в кассу Учреждения пришло к выводу о том, что среднегодовое количество детей, одновременно посещающих образовательное учреждение в 2015 году, составило 119, при этом в отчете Учреждения об использовании субсидии по состоянию на 01.01.2016 средняя численность обучающихся за 2015 год составила 199, то есть количество поступивших платежей и сумма родительской платы за присмотр и уход за детей, одновременно посещающих образовательное учреждение в 2015 году, не соответствует среднему числу обучающихся.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела, суды установили, что у Учреждения имеется дебиторская задолженность по оплате услуг ЧОУ Центр "Интеллект", которая связана с освобождением родителей обучающихся от оплаты за присмотр и уход и предоставлением отсрочек по оплате на основании пункта 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Утверждение Министерства о том, что в отношении некоторых детей, учтенных Учреждением в качестве посещающих ЧОУ Центр "Интеллект", заключены договоры с муниципальными детскими садами, судами не принято, как однозначно свидетельствующее о недостоверности сведений, предоставляемых ответчиком для получения и использования субсидий, поскольку с родителями (представителями) таких детей Учреждение заключило договоры, которые продолжали действовать и после выделения места в муниципальном учреждении, родители продолжали оплачивать услуги ЧОУ Центр "Интеллект".
С учетом примененного Министерством метода определения количества детей, посещавших Учреждение, и представленных в дело доказательств суды пришли к выводу о том, что определить недостоверность сведений, представленных ЧОУ Центр "Интеллект" для получения и использования субсидии, не представляется возможным. От проведения судебной экспертизы стороны отказались.
На основании изложенного суды обоснованно признали недоказанным выплату субсидии в излишнем размере либо нецелевое ее использование и правомерно отказали в иске.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы заявителя жалобы свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Иная оценка исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.04.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по делу N А79-127/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела, суды установили, что у Учреждения имеется дебиторская задолженность по оплате услуг ЧОУ Центр "Интеллект", которая связана с освобождением родителей обучающихся от оплаты за присмотр и уход и предоставлением отсрочек по оплате на основании пункта 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 декабря 2018 г. N Ф01-5477/18 по делу N А79-127/2017