г. Нижний Новгород |
|
04 декабря 2018 г. |
Дело N А43-35626/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства":
Волкова А.С. (доверенность от 12.12.2017 N 3/20190),
от Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области: Кузьминых Т.Ю. (доверенность от 10.04.2018 N 326-02-8648/18),
от государственного казенного учреждения Нижегородской области
"Главное управление автомобильных дорог":
Максиной Ю.В. (доверенность от 29.10.2018 N 02-24-205)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018, принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-35626/2017
по заявлению федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства"
о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области,
и установил:
федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление), изложенного в письмах от 02.06.2017 N АИ-07/5658, от 22.08.2017 N АИ-07/9062, об отказе в передаче участка (сооружения) автомобильной дороги км 399+000 - км 405+000 М7 "Волга" с кадастровым номером 52:00:0000000:310 и земельных участков под автомобильной дорогой с кадастровыми номерами 52:21:0000000:4858 и 52:18:0000000:464 из федеральной собственности в собственность субъекта - Нижегородской области и, тем самым, неисполнения поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.04.2017 N ИБ-07/16819 о проведении мероприятий по передаче объекта недвижимости - автомобильной дороги км 399+000 - км 405+000 М7 "Волга"; об обязании Управления вынести распоряжение о безвозмездной передаче участка (сооружения) автомобильной дороги из федеральной собственности в собственность субъекта - Нижегородской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Служба), государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (далее - Управление автомобильных дорог), Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство транспорта), Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство).
Решением суда от 21.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать Учреждению в удовлетворении заявления.
Учреждение, Министерство, Министерство автомобильных дорог в отзывах и представители в судебном заседании отклонили доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога федерального значения протяженностью 6000 метров, адрес (местонахождение): Нижегородская область, город Дзержинск, город Нижний Новгород, а также земельный участок с кадастровым номером 52:18:0000000:464, разрешенное использование: под полосу отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования М-7 "Волга" (км 402+380 - км 405+000), общая площадь 92 875 квадратных метров, адрес объекта: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Канавинский и Московский районы, Московское шоссе принадлежит на праве собственности Российской Федерации (свидетельства о регистрации права собственности от 16.01.2015 N 52-АЕ N 805992, от 13.04.2010 N 52-АГ 491008).
Земельный участок площадью 168 989 +/- 144 квадратных метров, право собственности принадлежит Российской Федерации, поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером 52:21:0000000:4858. Разрешенное использование: полоса отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования М-7 "Волга".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права оперативного управления от 16.01.2015 N 52-АЕ 805991 автомобильная дорога федерального значения протяженностью 6000 метров находится в оперативном управлении Учреждения.
На основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 06.07.2001 N 208-р "О совершенствовании системы управления федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Нижегородской области" участок км 399+000 - км 405+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" поставлен на самостоятельный кадастровый учет (кадастровый номер 52:00:0000000:310) (далее - спорный участок).
В марте 2016 года в собственность Российской Федерации из государственной собственности Нижегородской области передана автомобильная дорога М7 "Волга" на участке обхода города Нижнего Новгорода (Южный обход, вторая очередь) протяженностью 14 340 километров. Спорный участок дороги утратил федеральное значение.
Министерство транспорта приняло решение об осуществлении Учреждением процедуры передачи спорного участка дороги и земельных участков, расположенных в полосе отвода участка автодороги, из собственности Российской Федерации в собственность Нижегородской области (протоколы совещаний от 29.10.2015 N 325-01-06/79, от 16.12.2015 N 325-01006/93, от 21.11.2016 N 325-01-06/75-од).
Министерство транспорта согласовало закрепление на праве оперативного управления объекта "Участок автодороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа" км 399+000 - км 405+000 после передачи его из собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации и государственной регистрации права собственности Нижегородской области (письмо от 19.01.2017 N 325-01-05-361/17).
Письмом от 02.02.2017 N 02-19-446 Учреждение сообщило о готовности принять в оперативное управление указанный участок автодороги.
Министерство транспорта согласовало передачу из федеральной собственности в государственную собственность Нижегородской области "Участок автодороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа" км 399+000 - км 405+000 (письмо от 07.02.2017 N 326-03-01-3169/17).
Федеральное дорожное агентство направило в Федеральное агентство пакет документов, необходимых для закрепления спорного участка дороги и вынесения соответствующего распоряжения (письма от 27.02.2017 N 01-24/6332 и от 18.04.2017 N 01-24/12915).
Федеральное агентство направило в Управление поручение от 27.04.2017 N ИБ-07/16819 "О передаче федерального имущества в государственную собственность Нижегородской области". В соответствии с поручением Управление обязано в месячный срок рассмотреть представленный пакет документов и при соответствии установленным требованиям и наличии оснований принять решение по существу вопроса.
Управление по результатам рассмотрения документов пришло к выводу об отсутствии оснований для передачи спорного участка автодороги в государственную собственность Нижегородской области, поскольку указанная дорога не исключена из перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Учреждение оспорило решение Управления в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 374), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь этими же нормами, пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия Управлением оспариваемого решения, отменил решение суда и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу пунктов 1, 4 Положения N 432 Федеральное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные ораны во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органам исполнительно власти субъектов Российской Федерации, иными организациями.
Управление является территориальным органом Федерального агентства (Положение, утвержденное приказом Федерального агентства от 27.02.2009 N 49).
Федеральное дорожное агентство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе учета автомобильных дорог; обладает исключительными полномочиями по формированию сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374).
В силу части 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются, в том числе, на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального значения.
В частях 5, 6 статьи 5 Закона N 257-ФЗ определены критерии, по которым автомобильные дороги могут быть отнесены к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (часть 1).
Закон N 122-ФЗ устанавливает порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской; если имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) и статьей 50 Закона N 131-ФЗ (часть 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность устанавливается Правительством Российской Федерации.
Особенности передачи автомобильных дорог федерального значения из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, а также особенности передачи автомобильных дорог регионального или межмуниципального либо местного значения из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 374 утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил, что с вводом в эксплуатацию и передачей в федеральную собственность автомобильной дороги - "Обход города Нижнего Новгорода (вторая очередь)" спорный участок автомобильной дороги утратил федеральное значение, поскольку в результате ввода в эксплуатацию в составе федеральной автомобильной дороги образовался дублирующий участок дороги нового направления.
Спорный участок дороги используется для осуществления дорожной деятельности на региональном уровне (для связи населенного пункта поселок Строителей городского округа Дзержинск и населенного пункта Орловские дворики городского округа Нижний Новгород, а также для обеспечения выезда на федеральную автомобильную трассу М7 "Волга", по которой в настоящее время осуществляется движение транзитного транспортного потока).
В силу подпункта "ж" пункта 1 постановления Правительства Нижегородской области от 16.05.2008 N 195 спорный участок дороги отвечает критериям отнесения его к автомобильным дорогам регионального значения Нижегородской области, поскольку соединяет автомобильную дорогу общего пользования федерального значения и автомобильную дорогу общего пользования регионального значения.
Поскольку спорный участок дороги не отвечает критериям отнесения его к федеральным автомобильным дорогам (части 5, 6 статьи 5 Закона N 257-ФЗ), относится к региональной дороге и используется субъектом Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом N 184-ФЗ, уполномоченными органами правомерно принято решение об осуществлении процедуры передачи спорного участка дороги в собственность субъекта.
В этих целях Учреждение подготовило пакет документов и направило их в Федеральное дорожное агентство (уполномоченный орган государственной власти, утверждающий перечень автомобильных дорог, подлежащих передаче из федеральной собственности в собственность субъекта).
Федеральное дорожное агентство, в свою очередь, обратилось в Федеральное агентство с пакетом документов, необходимых для передачи спорного объекта в собственность субъекта. При этом согласно решению Федерального дорожного агентства, Министерства транспорта Российской Федерации в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для принятия соответствующего акта о внесении изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и исключения из него спорного участка дороги.
По итогам рассмотрения обращения Федеральное агентство подготовило поручение от 27.04.2017 N ИБ-07/16819 "О передаче федерального имущества в государственную собственность Нижегородской области" и направило его для рассмотрения в Управление.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание волеизъявление уполномоченных государственных органов федеральной власти и субъекта Российской Федерации о передаче спорного участка дороги из федеральной собственности в собственность Нижегородской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у Управления правовых оснований для принятия оспариваемого решения, и обоснованно удовлетворил заявленное требование.
Выводы суда основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда и получили соответствующую оценку.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены постановления апелляционного суда, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.10.2018 о приостановлении исполнения постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 утратило силу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 по делу N А43-35626/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской; если имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) и статьей 50 Закона N 131-ФЗ (часть 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
...
Постановлением Правительства Российской Федерации N 374 утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
...
Поскольку спорный участок дороги не отвечает критериям отнесения его к федеральным автомобильным дорогам (части 5, 6 статьи 5 Закона N 257-ФЗ), относится к региональной дороге и используется субъектом Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом N 184-ФЗ, уполномоченными органами правомерно принято решение об осуществлении процедуры передачи спорного участка дороги в собственность субъекта.
...
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.10.2018 о приостановлении исполнения постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 утратило силу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 декабря 2018 г. N Ф01-5594/18 по делу N А43-35626/2017