Нижний Новгород |
|
10 декабря 2018 г. |
Дело N А39-7048/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Жегловой О.Н., Чиха А.Н.,
при участии представителя
от открытого акционерного общества "СаранскТеплоТранс":
Шурыгина А.Н. по доверенности от 25.12.2017
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика
администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.05.2018,
принятое судьей Пономаревой Н.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018,
принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Волгиной О.А.,
по делу N А39-7048/2016
по иску открытого акционерного общества "СаранскТеплоТранс"
(ИНН: 1325126174, ОГРН: 1021200974353)
к администрации городского округа Саранск
(ИНН: 1325126174, ОГРН: 1021300978885),
Департаменту финансов администрации городского округа Саранск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия,
о взыскании задолженности
и установил:
открытое акционерное общество "СаранскТеплоТранс" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к администрации городского округа Саранск (далее
Администрация) и Департаменту финансов Администрации городского округа Саранск о взыскании 405 507 рублей 94 копеек нормативных потерь тепловой энергии с октября 2013 года по декабрь 2014 года, 15 050 рублей 57 копеек неустойки.
В порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец отказался от требований к Департаменту финансов Администрации городского округа Саранск и от требования о взыскании неустойки.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 08.05.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018, взыскал с Администрации в пользу Общества 405 507 рублей 34 копейки стоимости нормативных потерь тепловой энергии; прекратил производство по делу в остальной части иска. Суд пришел к выводу о том, что в спорный период тепловые сети являлись муниципальной собственностью, поэтому бремя их содержания, в том числе расходы по оплате потерь тепловой энергии, несет Администрация.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 210, 215, 225, 307, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации; Федеральным законом от 27.07.2010 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее
Закон о теплоснабжении), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012
808 (далее
Правила
808), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012
1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее
Правила N 1075), Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 325 "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя" (далее
Порядок
325).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 08.05.2018 и постановление от 21.08.2018.
Администрация считает неверным вывод судов о том, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за 2013 год. По мнению заявителя, срок исковой давности по этому требованию начал течь с 29.11.2012 и истек 29.11.2015, поскольку заключая договоры теплоснабжения с конечными потребителями еще до начала поставок тепловой энергии истец знал, что понесет убытки в виде тепловых потерь на данных участках сетей.
Заявитель жалобы полагает, что в 2013, 2014 годах эксплуатацию спорных сетей осуществляло Общество, в связи с этим оно имело возможность компенсировать понесенные им потери путем их включения в тариф. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления осуществлять компенсацию потерянной при транспортировке тепловой энергии на бесхозяйных участках сетей; решение, обязывающее Администрацию компенсировать Обществу стоимость тепловых потерь, можно принять лишь после признания незаконными действий (бездействия) Администрации.
Тепловые сети, расположенные по адресу город Саранск, улица Косарева 41, 43, 45, в соответствии с постановлением администрации городского округа Саранск от 14.10.2014 N 2719 переданы в законное владение Общества. Администрация, действуя добросовестно, осуществила передачу принадлежащих ей сетей на обслуживание теплосетевой организации, тем самым предприняла соответствующие действия для исключения последствий, связанных с возмещением тепловых потерь.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя жалобы и просили оставить оспариваемые судебные акты в силе.
Законность судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, приказами Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 30.11.2012 N 111 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса Республики Мордовия на 2013 год" и от 28.12.2012 N 122 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций Республики Мордовия на 2013 года" Обществу установлены тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2013 год; приказами N 60 от 18.12.2013 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2014 год" и от 18.12.2013 N 61 "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для организаций, оказывающих услуги в сфере холодного и горячего водоснабжения, водоотведения на 2014 года" тарифы на 2014 год.
Общество с октября 2013 года по декабрь 2014 года поставляло тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение объектов, расположенных по адресам: улица Косарева, дома 41, 43, 45; улица Победы, дом 4; улица Войнова, дом 29; улица Попова, дом 64б; улица Полежаева, дом 159г; проспект 50 лет Октября, дом 17б; улица Федосеенко, дом 2а; улица Веселовского, дом 3.
Часть тепловых сетей, по которым к перечисленным объектам подавалась тепловая энергия, является муниципальной собственностью городского округа Саранск, что подтверждается имеющимися в материалах дела правоустанавливающими документами и не оспаривается ответчиком.
Посчитав, что Администрация, являющаяся собственником тепловых сетей, должна возместить расходы по оплате тепловых потерь, Общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Исследовав материалы дела, доводы заявителя кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, суд округа принял постановление на основании следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении, а также Правилами N 808.
В пункте 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении определено, что теплоснабжающая организация это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона.
На основании этого пункта теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам).
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии, с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
Согласно части 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети, обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях возложена на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам.
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей вправе компенсировать свои затраты на услуги по передаче тепловой энергии (в том числе и на оплату нормативных потерь) за счет потребителей тепловой энергии после установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Согласно пункту 113 Правил N 808 организация при присвоении ей статуса единой теплоснабжающей организации направляет теплосетевым организациям подписанные со своей стороны договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь в тепловых сетях.
Таким образом, обязанность теплосетевой организации приобрести тепловую энергию в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, не поставлена в зависимость от наличия у сторон заключенного договора на передачу тепловой энергии.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон
131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Статьей 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из системного анализа указанных положений, предприятие, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (в размере разницы стоимости между переданной и оплаченной тепловой энергией). Теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы на тепловую энергию в объеме потерь в сетях, не принадлежащих ей. Таким образом, Общество вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Согласно Методическим указаниям по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 20-э/2, энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
Суды двух инстанций оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что спорная тепловая сеть является муниципальной собственностью. Администрация не предприняла соответствующих действий по передаче принадлежащих ей сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с Обществом. В результате такого бездействия Администрации лишилось возможности возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь, возникших в муниципальных сетях, в том числе путем включения стоимости потерь в тарифы на тепловую энергию, и понесло указанные убытки.
Расчет стоимости тепловых потерь, выполненный истцом, проверен судами и признан правильным. Контррасчет не представлен.
При указанных обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что Администрация, как собственник тепловых сетей, обязана нести бремя содержания этого имущества и удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя жалобы о пропуске Обществом срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности за 2013 год отклонен судом округа.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Кодекса). Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (статья 199 Кодекса).
В пункте 33 Правил N 808 предусмотрено, что оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию производится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В рассмотренном деле спорным является период с октября 2013 года по декабрь 2014 года.
Суды пришли к выводу о том, что Общество должно было узнать о нарушении своих прав, выразившемся в неоплате потерь тепловой энергии, после наступления у собственника обязательства по оплате стоимости потерь электрической энергии. Обязательство по оплате стоимости тепловых потерь, возникших в октябре 2013 года, возникло не ранее 10.11.2013. Иск по настоящему делу подан в суд 10.11.2016, следовательно, трехгодичный срок исковой давности истец не пропустил.
Вопреки мнению заявителя жалобы неустановление в приказе Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 29.11.2012 N 112 нормативов и тарифов на спорные тепловые сети само по себе не могло нарушить право истца на возможность компенсации стоимости фактических тепловых потерь (в размере нормативных) путем взыскания данных убытков с законных владельцев спорных тепловых сетей.
Аргумент заявителя о том, что компенсация стоимости тепловых потерь осуществляется исключительно путем включения норматива тепловых потерь в тариф теплоснабжения, не принят судом округа, поскольку заявлен без учета положений Методических указаний по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, согласно которым энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь, возникших в сетях сторонних организаций.
Прочие доводы кассатора были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку, с которой согласен суд округа. Несогласие подателя жалобы с проведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов.
Обжалованные судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 по делу N А39-7048/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Саранск без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Кодекса). Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (статья 199 Кодекса).
В пункте 33 Правил N 808 предусмотрено, что оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию производится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
...
Аргумент заявителя о том, что компенсация стоимости тепловых потерь осуществляется исключительно путем включения норматива тепловых потерь в тариф теплоснабжения, не принят судом округа, поскольку заявлен без учета положений Методических указаний по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, согласно которым энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь, возникших в сетях сторонних организаций."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 декабря 2018 г. N Ф01-5833/18 по делу N А39-7048/2016