Нижний Новгород |
|
12 декабря 2018 г. |
Дело N А11-6973/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Мардер О.В. (доверенность от 04.09.2018 N 260)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.05.2018,
принятое судьей Рыжковой О., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018,
принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-6973/2017
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Владимир"
(ИНН: 3328101380, ОГРН: 1023301461810)
к Управлению архитектуры и строительства администрации города Владимира
о признании незаконным решения, изложенного в письме,
третьи лица - садоводческое некоммерческое товарищество "Локомотив-1",
садоводческое некоммерческое товарищество "Семязинский",
садоводческое некоммерческое товарищество "Коллективный труд",
Иванова Наталья Николаевна,
и установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира (далее - Управление), изложенного в письме от 24.04.2017 N 32-09/989, об отказе в согласовании рабочих проектов, включая схему размещения, по строительству газопроводов - вводов для газоснабжения жилых домов, расположенных на территории СНТ Коллективный труд, д. 66, СНТ Семязинский, д. 254; об обязании Управления согласовать рабочие проекты, включая схему размещения (акт выбора трассы), по объектам: газопровод-ввод (до границы земельного участка) к жилому дому по адресу: г. Владимир, СНТ Коллективный труд, д. 66; газопровод-ввод (до границы земельного участка) к жилому дому по адресу: г. Владимир, СНТ Семязинский, д. 254.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены садоводческое некоммерческое товарищество "Локомотив-1", садоводческое некоммерческое товарищество "Семязинский" (далее - СНТ "Семязинский"), садоводческое некоммерческое товарищество "Коллективный труд" (далее - СНТ "Коллективный труд"), Иванова Наталья Николаевна.
Решением суда от 21.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела; оспоренный отказ на момент его подготовки соответствовал закону и не нарушал прав заявителя; организация газоснабжения относится к вопросам местного значения, поэтому суд не может возложить на Управление обязанность по согласованию проекта.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя жалобы.
Управление и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.04.2017 Общество направило в Управление обращения N ВЛ/03-06/862, ВЛ/03-06/863, ВЛ/03-06/864, ВЛ/03-06/865 о согласовании рабочих проектов, включая схему размещения, по строительству газопроводов-вводов для подключения объектов капитального строительства на территории СНТ "Коллективный труд", СНТ "Семязинский".
Письмом от 24.04.2017 N 32-09/989 Управление отказало Обществу в размещении газопроводов-вводов для подключения объектов капитального строительства на территории СНТ "Коллективный труд", СНТ "Семязинский".
Общество посчитало такое решение Управления противоречащим положениям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 41, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 20.2 Закона Владимирской области от 13.07.2004 N 65-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности на территории Владимирской области" (далее - Закон N 65-ОЗ), Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, Положением об охране объектов благоустройства при производстве строительных и земляных работ в г. Владимире, утвержденным решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 17.07.2003 N 187 (далее - Положение N 187), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения определен Правилами N 1314.
Суд первой инстанции установил, что в соответствии с Правилами N 1314 Общество предоставило технические условия для подключения к сети газораспределения и заключены договоры о подключении к сетям газораспределения с собственниками жилых домов, расположенных на территории СНТ "Коллективный труд", СНТ "Семязинский", согласно которым Общество должно выполнить комплекс мероприятий, в том числе выполнить проектные работы для создания сети газораспределения до точки подключения, осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения.
В целях исполнения условий договоров о подключении к сетям газораспределения Общество подготовило рабочие проекты на строительство газопроводов-вводов низкого давления, включая схемы размещения.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Разрешение на строительство не требуется в случае, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечень случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, на территории Владимирской области установлен в статье 20.2 Закона N 65-ОЗ.
В Положении N 187 определен порядок получения разрешения (ордера) на производство земляных работ.
Указанное положение является обязательным для граждан, организаций и предприятий всех форм собственности, ведущих строительство и реконструкцию объектов (не требующих разрешения на строительство), ремонт и эксплуатацию подземных сооружений, коммуникаций, дорог, а также производство работ, связанных с разработкой карьеров, проведением инженерно-геологических изысканий, установкой опор рекламных сооружений, посадкой зеленых насаждений и благоустроительными работами на территории города Владимира.
В силу пункта 5 Положения N 187 строительные и земляные работы производятся на основании утвержденной в установленном порядке документации. Работы, кроме аварийных, должны быть предварительно согласованы инженерными и жилищно-коммунальными органами, имеющими в городе подземные коммуникации, землепользователями; размещение объекта определяется комиссией при администрации города.
Согласно пункту 10 данного положения разрешение на производство земляных работ на территории муниципального образования город Владимир выдает управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира. Для получения указанного разрешения (ордера) необходимо в том числе предоставить проектную документацию, предварительно согласованную со всеми заинтересованными службами согласно пункту 5 положения.
Суды установили, что во исполнение требований указанного положения Общество получило необходимые согласования для строительства газопроводов-вводов СНТ "Коллективный труд", СНТ "Семязинский".
За согласованием размещения газопроводов-вводов для подключения объектов капитального строительства на территории СНТ "Коллективный труд", СНТ "Семязинский" Общество также неоднократно (начиная с августа 2016 года), обращалось в Управление.
Отказав в выборе трассы газопровода высокого давления для газоснабжения домов, находящихся на территории СНТ "Коллективный труд", СНТ "Семязинский", тем самым препятствуя в получении ордера на производство земляных работ для прокладки газопроводов-вводов для подключения объектов капитального строительства на указанной территории, Управление сослалось на то, что данные дома, находящиеся в СНТ, являются строениями, пригодными для сезонного проживания, и не могут расцениваться как жилые помещения.
Управление также указало, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183, указанные садовые товарищества расположены в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (в границах населенных пунктов) - СХ-3, размещение индивидуальных жилых домов в которой допустимо только при наличии утвержденной планировочной документации. По информации Управления в настоящее время проекты планировки на данной территории не утверждались.
В рассмотренном случае суды приняли во внимание, что с 01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Внесены изменения в статью 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации и определены случаи, когда подготовка документации по планировке территории является обязательной.
Так, согласно пункту 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является обязательной подготовка документации по планировке территории в случае, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 1 указанного перечня к таким объектам относятся подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 20.2 Закона N 65-ОЗ не требуется получение разрешения на строительство в случаях: строительства и (или) реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения (линии электропередачи, сети водопровода, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, линии связи) и других, связанных с ними сооружений от места присоединения к существующим объектам инженерной инфраструктуры, указанного в технических условиях, выданных эксплуатирующей сети организацией, до строящегося, реконструируемого или существующего объекта капитального строительства (пункт 1 части 1); строительства распределительных газопроводов с давлением до 0,6 МПа включительно, а также технологически связанных с ними наземных частей и сооружений (пункт 8 части 1).
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что для строительства газопроводов для газоснабжения объектов капитального строительства, расположенных на территории СНТ Коллективный труд, д. 66, СНТ Семязинский, д. 254, не требуется разрешение на строительство, а учитывая положения пункта 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется и подготовка проекта планировки территории.
В отношении ссылки Управления на изменение законодательства суды правильно указали, положения статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции от 18.03.2017 не обязывали газораспределительную организацию при выполнении мероприятий по подключению разрабатывать проект планировки территории для садоводческого (дачного) объединения; такая обязанность не предусмотрена и иными законодательными актами.
Таким образом, необоснованный отказ Управления незаконно возлагает на Общество обязанность по подготовке проекта планировки территории в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (в границах населенных пунктов) - СХ-3, расположенной в границах муниципального образования города Владимира в отсутствие прямо предусмотренной законодательством Российской Федерации данной обязанности.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы не опровергают выводов, сделанных судами, по сути свидетельствуют не о нарушении судами норм права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств, что не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу N А11-6973/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 20.2 Закона N 65-ОЗ не требуется получение разрешения на строительство в случаях: строительства и (или) реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения (линии электропередачи, сети водопровода, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, линии связи) и других, связанных с ними сооружений от места присоединения к существующим объектам инженерной инфраструктуры, указанного в технических условиях, выданных эксплуатирующей сети организацией, до строящегося, реконструируемого или существующего объекта капитального строительства (пункт 1 части 1); строительства распределительных газопроводов с давлением до 0,6 МПа включительно, а также технологически связанных с ними наземных частей и сооружений (пункт 8 части 1).
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что для строительства газопроводов для газоснабжения объектов капитального строительства, расположенных на территории СНТ Коллективный труд, д. 66, СНТ Семязинский, д. 254, не требуется разрешение на строительство, а учитывая положения пункта 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется и подготовка проекта планировки территории.
В отношении ссылки Управления на изменение законодательства суды правильно указали, положения статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции от 18.03.2017 не обязывали газораспределительную организацию при выполнении мероприятий по подключению разрабатывать проект планировки территории для садоводческого (дачного) объединения; такая обязанность не предусмотрена и иными законодательными актами."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 декабря 2018 г. N Ф01-5718/18 по делу N А11-6973/2017