Нижний Новгород |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А43-4099/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Попова Н.В. (доверенность от 13.11.2018 N Д-НН/393),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Нижновэнерго"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.06.2018,
принятое судьей Соколовой Л.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018,
принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-4099/2018
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Нижновэнерго"
о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области
и установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Нижновэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство), выраженного в невключении в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, установленный приказом Министерства от 14.09.2017 N 326-13-463/17, здания с кадастровым номером 52:18:0060021:23, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Рождественская, дом 33.
Решением от 01.06.2018 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.09.2018 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что суды не верно истолковали статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); Общество представило в материалы дела все документы, подтверждающие, что спорное здание отвечает признакам объекта недвижимого имущества, используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв Министерства на кассационную жалобу в суд не поступил.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником административного здания с кадастровым номером 52:18:0060021, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Рождественская, дом 33, общей площадью 9323,7 квадратного метра.
Приказом Министерства от 14.09.2017 N 326-13-463/17 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, в который названное административное здание Общества не включено.
Общество, посчитав бездействие Министерства, выразившееся в невключении объекта недвижимости Общества в указанный перечень, незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 372, 375, 378.2 НК РФ, пунктами 2, 4, 5, 6 Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 N 635 (далее - Порядок N 635), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
В пункте 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость в том числе в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В силу пункта 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым Правительством Нижегородской области, в целях формирования перечня.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ (пункт 2 Порядка N 635).
В пункте 4 Порядка N 635 определено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются: сведения государственного кадастра недвижимости; сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются: документы технического учета (инвентаризации); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 Порядка N 635).
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 635 на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования уполномоченный орган формирует Перечень.
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Проанализировав указанные нормы права, суды пришли к правомерному выводу, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности организации и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности Общества является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; дополнительными видами деятельности: распределение электроэнергии, торговля электроэнергией, деятельность по предоставлению услуг телефонной связи, деятельность по управлению холдинг-компаниями, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
В соответствии с техническим паспортом на объект недвижимости спорное здание имеет назначение нежилое, состоит из 4 надземных и 1 подземного этажа, в подвале в большей части расположены помещения ГО и вспомогательные помещения, а также коридоры, тамбур и лестничная площадка; на первом этаже расположены помещения, занимающие основную площадь: кабинеты, ЦОК (центр обслуживания клиентов), серверные, венткамера, линейно-аппаратный зал, комната для установки баллонов, электрощитовая, столовая, кухни, а также вспомогательные (тамбур, вестибюль, коридоры, холл, санузлы, служебные и подсобные помещения, лестничные площадки и клетки, тамбуры). На втором, третьем и четвертом этажах основную площадь занимают кабинеты.
Согласно акту от 07.05.2018 N 6823, составленному по результатам проведенного должностными лицами Министерства с участием представителя Общества обследования спорного здания, фактически основная часть здания используется под офисные помещения сотрудников Общества (1, 2, 3, 4 этажи), а также под архивные, складские, бытовые (подсобные) помещения, комнаты обслуживающего персонала, столовую, которая используется сотрудниками Общества, часть помещений не используется. Доступ в здание осуществляется строго по пропускам.
Указанные данные подтверждаются также представленными фотоматериалами, не противоречат сведениям, содержащимся в техническом паспорте на объект недвижимости, и по существу Обществом не оспариваются.
Следовательно, спорное административное здание, принадлежащее Обществу на праве собственности, используется для целей обеспечения уставной деятельности организации.
Кроме того, суд правомерно указал, что наличие в здании помещений кабинетов, в которых размещаются различные службы Общества и сотрудники осуществляют свои трудовые функции (вспомогательные помещения и кабинеты, в которых сотрудники организации осуществляют свою трудовую деятельность, обеспечивающую функционирование Общества), не может определять цели фактического использования объекта в целом как офисного здания.
Здание помещения столовой (которая, как следует из акта обследования от 07.05.2018 и не оспорено заявителем, используется только сотрудниками организации) и технические помещения для ее обслуживания также используются не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а для улучшения условий труда работников Общества, то есть данные помещения не имеют самостоятельного назначения, определяющего фактическое использование здания в целом.
С учетом изложенного суды обоснованно не признали указанные помещения как используюемые для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности заявителя.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
В свою очередь на основании инвентаризационного плана 1 этажа здания, где располагаются комнаты обслуживания клиентов, которые обозначены как п. 11 (коридор), п. 12 (ЦОК), литера А1, площадью 19 квадратных метров и 70,2 квадратного метра (всего 89,2 кв. м), суды установили, что площадь централизованных приемных помещений составляет менее 1 процент от общей площади здания (9323,7 квадратного метра), то есть они не соответствуют статье 378.2 НК РФ.
Иных доказательств наличия в объекте недвижимости Общества более 20 процентов нежилых помещений, которые имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для обслуживания и обеспечения деятельности Общества, в материалы дела не представлено.
Размещение спорного объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060021:1, имеющем вид разрешенного использования: под административно-хозяйственным зданием, также прямо не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения по смыслу статьи 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, установленный приказом Министерства от 14.09.2017 N 326-13-463/17, здания с кадастровым номером 52:18:0060021:23, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Рождественская, дом 33, не имеется.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемое бездействие Министерства не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.06.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018 по делу N А43-4099/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Нижновэнерго" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Нижновэнерго".
Возвратить публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Нижновэнерго" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 13.11.2018 N 139636.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
В свою очередь на основании инвентаризационного плана 1 этажа здания, где располагаются комнаты обслуживания клиентов, которые обозначены как п. 11 (коридор), п. 12 (ЦОК), литера А1, площадью 19 квадратных метров и 70,2 квадратного метра (всего 89,2 кв. м), суды установили, что площадь централизованных приемных помещений составляет менее 1 процент от общей площади здания (9323,7 квадратного метра), то есть они не соответствуют статье 378.2 НК РФ.
...
Размещение спорного объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060021:1, имеющем вид разрешенного использования: под административно-хозяйственным зданием, также прямо не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения по смыслу статьи 378.2 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2018 г. N Ф01-6266/18 по делу N А43-4099/2018