Нижний Новгород |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А82-2424/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.09.2018,
принятое судьями Минаевой Е.В., Кононовым П.И., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А82-2424/2018
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8
по Ярославской области
о привлечении председателя сельскохозяйственного производственного кооператива
"Некоузский" Виноградовой Елены Сергеевны
к административной ответственности
и установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении председателя сельскохозяйственного производственного кооператива "Некоузский" Виноградовой Елены Сергеевны (далее - Председатель кооператива) к административной ответственности на основании части 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.06.2018 Председателю кооператива назначено наказание в виде предупреждения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.09.2018 решение суда отменено, Инспекции отказано в удовлетворении заявления в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Инспекция не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 1.5, 2.9, 3.1, 4.1 и 14.13 КоАП РФ, положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), просит отменить судебный акт. По мнению Инспекции, вмененное административное правонарушение не может быть признано малозначительным. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Председатель в отзыве отклонил доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, Инспекция при осуществлении контрольных функций в деле о банкротстве установила, что Председатель кооператива не исполнил требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов и обязанность по подаче заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом.
Приняв во внимание, что постановлением от 08.09.2017 N 03-221 Председатель кооператива привлечен к административной ответственности на основании части 5 статьи 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей, Инспекция пришла к выводу о повторном совершении административного правонарушения.
Усмотрев в действиях (бездействии) Председателя кооператива состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, Инспекция составила протокол от 26.01.2018 N 03-6 об административном правонарушении и обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.2, частями 5 и 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, положениями Закона N 127-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действии (бездействии) Председателя кооператива состава вмененного правонарушения. Суд, применив статью 4.1.1 КоАП РФ, заменил наказание предупреждением.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь этими же нормами, а также статьей 3.1 КоАП РФ, признал неправомерным замену наказания. Вместе с тем, учитывая разъяснения, изложенные в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 2), от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), суд счел возможным применить в данном случае статью 2.9 КоАП РФ.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 5 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
За повторное совершение данного правонарушения предусмотрена административная ответственность по части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Статьями 3, 9, 33 Закона N 127-ФЗ установлена обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя при наличии предусмотренных данным законом основаниях обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Суды установили, материалами дела подтвержден факт совершения Председателем кооператива административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно пунктам 18 и 18.1 Постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд апелляционной инстанции, оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, пришел к выводу о малозначительности правонарушения и возможности освобождения нарушителя от ответственности.
Вывод апелляционного суда о малозначительности правонарушения основан на оценке доказательств и обусловлен отсутствием существенной угрозы охраняемым правоотношениям в данном конкретном случае, с учетом, в частности, характера и степени общественной опасности, обстоятельств совершения правонарушения, принципов справедливости и соразмерности. Судебный акт содержит мотивы принятия такого решения.
В силу пункта 18.1 Постановления N 10 оценка вывода суда об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и о возможности квалификации правонарушения как малозначительного, сделанного на основании установленных им фактических обстоятельства и имеющихся в деле доказательств, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Кроме того, рассмотрев дело, суд правомерно учел пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, разъяснения, изложенные в пункте 16 Постановления N 2, в силу которых не допускается ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса, в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.09.2018 по делу N А82-2424/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
...
В силу пункта 18.1 Постановления N 10 оценка вывода суда об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и о возможности квалификации правонарушения как малозначительного, сделанного на основании установленных им фактических обстоятельства и имеющихся в деле доказательств, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Кроме того, рассмотрев дело, суд правомерно учел пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, разъяснения, изложенные в пункте 16 Постановления N 2, в силу которых не допускается ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2018 г. N Ф01-6234/18 по делу N А82-2424/2018