Нижний Новгород |
|
29 декабря 2018 г. |
Дело N А82-12516/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции связи Центральной станции связи - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2018,
принятое судьей Ландарь Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018,
принятое судьями Хоровой Т.В., Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В.,
по делу N А82-12516/2018
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
в лице Ярославской дирекции связи Центральной станции связи - филиала
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
о признании частично недействительными решений государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.05.2018 N 400, 2685
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции связи Центральной станции связи - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Региональное отделение) от 11.05.2018 N 400 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и N 2685 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в части отказа в выделении средств в сумме 42 404 рублей 16 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 решение суда оставлено без изменения.
ОАО "РЖД" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащий применению пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, действующее законодательство не устанавливает продолжительность неполного рабочего времени, при которой работник сохраняет право на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, а также не определяет минимальный период, необходимый и достаточный для осуществления ухода за таким ребенком; размер пособия не зависит от фактически утраченного соответствующим работником заработка. При этом все противоречия и неясности актов законодательства должны толковаться в пользу плательщика страховых взносов в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Фонд отзыв на кассационную жалобу не представил.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Региональное отделение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел камеральную проверку ОАО "РЖД" в части деятельности Ярославской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО "РЖД" по вопросу правильности исчисления сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.12.2017 по 31.12.2017, по результатам которой составил акт от 03.04.2018 N 280.
Рассмотрев материалы проверки, исполняющий обязанности управляющего Фонда принял решения от 11.05.2018 N 400 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 42 404 рублей 16 копеек и N 2685 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, которым было отказано в выделении средств в сумме 42 404 рублей 16 копеек.
Общество не согласилось с решениями Регионального отделения и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 11.1, 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых ненормативных актов Фонда недействительными.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 1, 2, 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьями 4, 13, 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 329-О и учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728, согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком является страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования (подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии с частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть 4 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ).
В силу статей 13, 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии со статьей 4 Закона N 81-ФЗ выплата пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, уплаченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество в декабре 2017 года осуществило выплаты пособия по уходу за ребенком в общей сумме 42 404 рубля 16 копеек своим сотрудникам - Сафонову Л.В. (16 357 рублей 39 копеек), Шамовой Л.А. (3279 рублей 48 копеек), которые работали на условиях неполного рабочего времени, продолжительность которого сокращена на 6 минут относительно установленного полного рабочего времени, и Петрову Д.А. (22 767 рублей 29 копеек), который работал на условиях неполного рабочего времени, продолжительность которого сокращена на 48 минут по сравнению с установленным режимом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что такое незначительное сокращение рабочего времени (на 6 и 48 минут в день) для лиц, претендующих на получение пособия по уходу за ребенком, не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, в связи с этим выплаченное пособие не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении страхователем (ОАО "РЖД") правом на возмещение расходов по выплате пособий за счет средств Фонда.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данные выводы судов также соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728.
С учетом изложенного суды правомерно отказали ОАО "РЖД" в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу N А82-12516/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции связи Центральной станции связи - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Ярославской дирекции связи Центральной станции связи - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отделение ФСС считает, что общество не имеет права принять к зачету пособие по уходу за ребенком, выплаченное работнику, который незначительно сократил свое рабочее время.
Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами Отделения ФСС.
Право родителей на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Общество выплачивало пособие по уходу за ребенком работникам, которые работали на условиях неполного рабочего времени, продолжительность которого сокращена на несколько минут относительно установленного полного рабочего времени.
Поэтому выплаченное пособие не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении страхователем правом на возмещение расходов по выплате пособий за счет средств ФСС.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 декабря 2018 г. N Ф01-6224/18 по делу N А82-12516/2018