Нижний Новгород |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А43-20451/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Александровой О.В.,
при участии представителя
от заявителя: Клименковой А.В. (доверенность от 02.04.2018 N 346),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "ГАЗ"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.08.2018,
принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
по делу N А43-20451/2018
по заявлению публичного акционерного общества "ГАЗ"
(ИНН: 5200000046, ОГРН: 1025202265571)
о признании недействительными распоряжения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 14.03.2018 N 12-0767-р и постановления от 18.04.2018
и установил:
публичное акционерное общество "ГАЗ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными распоряжения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) от 14.03.2018 N 12-0767-р и постановления от 18.04.2018.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.10.2018 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), устанавливающей периодичность проведения плановых проверок в отношении одного юридического лица - не чаще чем один раз в три года. Заявитель жалобы указывает, что суды не применили статью 8.1 Федерального закон N 294-ФЗ, подлежащую применению.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве возразило против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 15 минут 21.01.2018.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.03.2018 N 12-0767-р должностные лица Управления провели плановую выездную проверку соблюдения Обществом требований земельного законодательства на земельных участках, расположенных по адресам: 1) Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Героя Смирнова, дом 12, кадастровый номер 52:18:0040256:12; 2) Нижегородская область, Арзамасский район, село Криуша, пансионат "Мечта".
По результатам проверки Управление составило акт от 03.04.2018 N 12-0767-Р и выдало Обществу предписание от 03.04.2018 N 12-0767-Р об устранении выявленных нарушений.
Должностное лицо Управления, выявившее в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 03.04.2018.
Управление рассмотрев названный протокол и материалы проверки, приняло постановление от 18.04.2018 N 19-01-22-21 о назначении Обществу административного наказания по статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество не согласилось с распоряжением от 14.03.2018 N 12-0767-р и постановлением от 18.04.2018 N 19-01-22-21 и обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 117, 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 2, 3, 9 Федерального закона N 294-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа принял постановление исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон N 294-ФЗ.
Указанный закон определяет порядок организации и проведения проверок, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
На основании части 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 данной статьи.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ).
Таким образом, плановые проверки могут проводиться только в отношении юридических лиц, а не в отношении каждого принадлежащего им земельного участка и не чаще чем один раз в три года.
Аналогичная позиция содержится в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2010 N ГКПИ10-10.
Как следует из материалов дела, проверка, проводимая в отношении Общества Управлением была назначена по распоряжению от 14.03.2018 N 12-0767-р о проведении выездной проверки в рамках государственного земельного надзора с целью проверки соблюдения требований земельного законодательства на земельных участках, расположенных по адресам: 1) Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Героя Смирнова, 12 КН 52:18:0040256:12, 2) Нижегородская область, Арзамасский район, село Криуша, пансионат "Мечта".
Ранее проверка проводилась администрацией города Нижнего Новгорода по распоряжению администрации города Нижнего Новгорода от 24.03.2017 в рамках муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных по адресам: город Нижний Новгород, юго-западная промзона, улица Окская Гавань, дома 13; город Нижний Новгород, улица Окская Гавань, дом 21; город Нижний Новгород, улица Окская Гавань, дом 21; город Нижний Новгород, улица Окская Гавань, дом 21; город Нижний Новгород, улица Окская Гавань, дом 19; город Нижний Новгород, улица Окская Гавань, дом 21а; город Нижний Новгород, улица Окская Гавань, дом 21; город Нижний Новгород, улица Монастырка, дом 17, от врезки в трубопровод общества с ограниченной ответственностью "Заводские сети" до МСК-9, МСК-11, центрального склада запчастей, градирен, насосной станции, здания транспортно-складского; город Нижний Новгород, улица Монастырка, дом 17; город Нижний Новгород, улица Монастырка, дом 17; город Нижний Новгород, улица Окская Гавань, дом 19; город Нижний Новгород, улица Окская Гавань, дом 13; город Нижний Новгород, улица Монастырка, дом 17: город Нижний Новгород, улица Окская Гавань, дом 21; город Нижний Новгород, улица Окская Гавань, дом 21.
Суд округа установил, что проверка Управлением проведена в отношении разных участков Общества, но на основании одних и тех же обязательных требований и законодательных актов, а также проведены аналогичные мероприятия по контролю - обследование земельных участков.
В пункте 5 статьи 3 Федерального закона N 294-ФЗ установлена недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Исследовав материалы дела и проанализировав нормы права, суд округа установил, что Управление нарушило периодичность проверок; исключения, указанные в частях 9 и 9.3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ, для проведения оспариваемой проверки отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к неправомерному выводу, что оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов Общества. Данное обстоятельство в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов и признанию недействительным распоряжения Управления от 14.03.2018 N 12-0767-р.
Признанию недействительным подлежит постановление от 18.04.2018 о назначении Обществу административного наказания по статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вынесено в рамках проверки, назначенной и проведенной на основании распоряжения Управления от 14.03.2018 N 12-0767-р.
На основании изложенного Арбитражный суд Волго-Вятского округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что кассационная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а оспариваемые решение и постановление отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по заявлению в суд первой инстанции, апелляционной и кассационной жалобам относятся на Управление и подлежат взысканию в пользу Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1), 288 (часть 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.08.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу N А43-20451/2018 отменить.
Признать недействительными распоряжение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 14.03.2018 N 12-0767-р и постановление от 18.04.2018.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в пользу публичного акционерного общества "ГАЗ" расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при подаче заявления в суд первой инстанции, апелляционной и кассационной жалоб, в общей сумме 6000 рублей.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ).
Таким образом, плановые проверки могут проводиться только в отношении юридических лиц, а не в отношении каждого принадлежащего им земельного участка и не чаще чем один раз в три года.
Аналогичная позиция содержится в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2010 N ГКПИ10-10.
...
В пункте 5 статьи 3 Федерального закона N 294-ФЗ установлена недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Исследовав материалы дела и проанализировав нормы права, суд округа установил, что Управление нарушило периодичность проверок; исключения, указанные в частях 9 и 9.3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ, для проведения оспариваемой проверки отсутствуют.
...
Признанию недействительным подлежит постановление от 18.04.2018 о назначении Обществу административного наказания по статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вынесено в рамках проверки, назначенной и проведенной на основании распоряжения Управления от 14.03.2018 N 12-0767-р."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 января 2019 г. N Ф01-6432/18 по делу N А43-20451/2018
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6432/18
24.10.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8093/18
16.08.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-20451/18
03.07.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-20451/18