Нижний Новгород |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А38-206/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.,
при участии представителя
от истца: Кашанова Р.Р. (доверенность от 29.12.2018 N 07)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2018, принятое судьей Волковой А.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018, принятое судьями Долговой Ж.А., Богуновой Е.А., Волгиной О.А., по делу N А38-206/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" (ИНН: 1215165477, ОГРН: 1121215005251)
к муниципальному бюджетному учреждению "Волжская централизованная библиотечная система" (ИНН: 1216009992, ОГРН: 1041205001001)
о взыскании расходов на установку приборов учета,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное управление "Центр", муниципального образования городской округ "Город Волжск" в лице администрации городского округа "Город Волжск" и финансового управления городского округа "Город Волжск",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" (далее - ООО "Марийская Теплосетевая Компания", ООО "МТсК") обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Марий Эл к муниципальному бюджетному учреждению "Волжская централизованная библиотечная система" (далее - МБУ "Волжская централизованная библиотечная система") о взыскании расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета в сумме 28 026 руб.
Исковое требование основано на статьях 12 и 13 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261), пункте 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано возникновением на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде расходов истца на установку приборов учета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное управление "Центр", муниципального образования городской округ "Город Волжск" в лице администрации городского округа "Город Волжск" и финансового управления городского округа "Город Волжск".
Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 28.05.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018, отказал в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 36, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Закона N 261 суд пришел к выводу о том, что ООО "Марийская Теплосетевая Компания" предъявило исковые требования к ненадлежащему ответчику.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Марийская Теплосетевая Компания" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель полагает, что суд ошибочно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленного иска и пришел к необоснованному выводу о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику; сослался на то, что в результате подписания ООО "Марийская Теплосетевая Компания" и ООО "УК "ЖЭУ "Центр" агентского договора от 06.10.2012 N 4, обязанность по оплате на приобретение и установку ОДПУ должна быть возложена на собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми возложено на "УК "ЖЭУ "Центр"; указал, что при рассмотрении настоящего дела суд не учел судебные акты Арбитражного суда Республики Марий Эл, принятые по результатам рассмотрения дел N А38-2709/2017 и А38-7487/2017, являющиеся по отношению к данному делу преюдициальными.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал довды, изложенные в кассационной жалобе.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства иные участники процесса не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя истца, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, общество с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" является теплосетевой и теплоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность в муниципальном образовании городском округе "Город Волжск" Республики Марий Эл.
Глава администрации городского округа "Город Волжск" 30.12.2008 вынес постановление N 1589, согласно которому находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городского округа "Город Волжск" нежилое помещение общей площадью 870,6 кв. м передано в оперативное управление МБУ "Волжская централизованная библиотечная система".
На общем собрании собственников многоквартирного жилого дома N 20 по ул. Щербакова г. Волжска 20.01.2011 принято решение о выборе способа управления домом в форме управления управляющей организации - ООО "УК "ЖЭУ "Центр" (протокол общего собрания собственников).
ООО "МТсК" (агент) и ООО "УК "ЖЭУ "Центр" (принципал) заключили агентский договор от 06.12.2012 N 4, в соответствии с условиями которого в редакции дополнительного соглашения от 28.04.2017 агенту предоставлено право обращаться в суды с требованием о взыскании имеющейся задолженности за тепловую энергию, горячее водоснабжение и за установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии.
В нарушение требований части 5 статьи 13 Закона N 261 собственники помещений в многоквартирном доме N 20 по ул. Щербакова г. Волжска Республики Марий Эл, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Закона N 261 не установили коллективные (общедомовые) приборы учета в срок, предписанный законом, до 01.07.2012.
Истец в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 вышеназванного закона в сентябре 2014 года произвел в указанном доме установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды, что подтверждается актом о приемке выполненных работ N 1 от 11.09.2014.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 11.09.2014 указанный прибор учета введен эксплуатацию.
Расчет суммы расходов произведен истцом исходя из доли ответчика в общей площади многоквартирного дома по формуле: "Сметная стоимость" / "Общая площадь помещений без учета общего имущества" Х "Площадь жилого помещения", что соответствует части 12 статьи 13 Закона N 261.
Затраты истца в разумный срок возмещены не были, поэтому ООО "МТсК" с настоящим иском.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (г. Волжск, ул. Щербакова, дом 20) от 20.01.2011 усматривается, что собственники помещений выбрали в качестве способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией - ООО "УК "ЖЭУ "Центр".
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5 Правил N 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в состав которого входят, в том числе, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Закон N 261.
В части 5 статьи 13 Закона N 261 предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261 с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 статьи 13 указанного закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
На основании частей 5 и 12 статьи 13 Закона N 261 обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета.
При этом в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона N 261, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию с собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Установка индивидуального прибора учета (как самостоятельная обязанность) не освобождает собственника помещения от обязанности установить общедомовой прибор учета или возместить расходы лица, выполнившего за него данную обязанность в силу закона.
Таким образом, проанализировав в совокупности и взаимосвязи положения частей 5 и 12 статьи 13 Закона N 261, арбитражный суд приходит к выводу, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета. При этом, в силу закона обязанность по оснащение жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона N 261, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261 установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 261 установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
В соответствии с нормами Закона N 261 обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правил N 491, которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, помимо прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Из материалов дела усматривается, что собственники помещений многоквартирного дома не исполнили обязанность, предусмотренную в статье 13 Закона N 261.
Учитывая изложенные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомовых приборов учета, поэтому обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
При этом суд учел правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015.
Довод заявителя об ошибочности вывода суда о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, суд третьей инстанции счел основанном на неправильном понимании сути спорных правоотношений и содержания приведенных правовых норм.
Суд округа не принял во внимание ссылку заявителя на агентский договор от 06.10.2012 N 4, в соответствии с условиями которого бремя оплаты на приобретение и установку ОДПУ должны нести собственники помещений, поскольку последние не являются стороной данного договора.
Довод заявителя о преюдициальном значении судебных актов по делам N А38-2709/2017 и А38-7487/2017 суд кассационной инстанции отклонил, поскольку данные акты приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А38-206/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 261 установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
В соответствии с нормами Закона N 261 обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правил N 491, которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, помимо прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 января 2019 г. N Ф01-6496/18 по делу N А38-206/2018