Нижний Новгород |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А11-3245/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2019.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 29.01.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Прытковой В.П., Чиха А.Н.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика
Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления
Федерального агентства по управлению государственным имуществом
во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.07.2018,
принятое судьей Романовой В.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018,
принятое судьями Волгиной О.А., Богуновой Е.А., Долговой Ж.А.,
по делу N А11-3245/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Газпром теплоэнерго Ярославль"
(ОГРН: 1157603000015, ИНН: 7603060690)
к Российской Федерации в лице межрегионального территориального
управления Федерального агентства по управлению государственным и
имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
(ОГРН: 1133340004401, ИНН: 3329056771)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Теруправление) о взыскании 35 558 рублей 69 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной с 01.11.2016 по 31.08.2017 в нежилые помещения, расположенные в доме 3б по улице Спартаковская в городе Ярославле.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 23.07.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018, удовлетворил иск. При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 125, 210, 249, 438, 539 548 Гражданского кодекса Российской Федерации;
статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации;
статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
статьями 2 и 4 Федерального закона от 15.07.1997
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее
Закон
122-ФЗ);
- пунктами 4, 5.3 и 5.47 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432);
пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение N 374).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 23.07.2018 и постановление от 25.09.2018 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Теруправлению.
Заявитель, сославшись на статьи 125, 126, 214, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 158 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, считает, что задолженность по оплате тепловой энергии должна взыскиваться за счет казны Российской Федерации, а не с Теруправления, которому соответствующие денежные средства не выделялись. Теруправление не получало платежных документов с расчетом платы за помещение и коммунальные услуги с указанием тарифов, площади и иных показателей, используемых при начислении платы, позволяющих собственнику помещений проверить обоснованность начислений.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных заявителем в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежат нежилые помещения первого этажа общей площадью 105,9 квадратного метра, расположенные в многоквартирном доме 3б по улице Спартаковская в городе Ярославле. Общество осуществляет поставку тепловой энергии в названный многоквартирный дом.
В отсутствие заключенного в письменном виде договора на поставку тепловой энергии Общество с 01.11.2016 по 31.08.2017 поставило в нежилые помещения спорного дома тепловую энергию, неоплата которой послужила основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела и обоснованность кассационной жалобы, окружной суд принял постановление на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды установили факт поставки Обществом тепловой энергии на спорный объект, находящийся в федеральной собственности Российской Федерации. Качество, объем и стоимость поставленного ресурса Теруправление не оспорило.
На основании пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 5.3 Положения N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В пункте 4 Положения N 432 предусмотрено, что Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.47 Положения N 432 Агентство осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
Из приведенных правовых норм усматривается, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Агентство и его территориальные органы.
В силу пункта 4.1 Типового положения N 374 данное лицо реализует от имени Российской Федерации соответствующие полномочия, предусмотренные названным документом, и несет правовые последствия совершения соответствующих действий (в том числе взыскания спорных денежных сумм).
Таким образом, полномочия собственника и бремя содержания имущества, составляющего казну Российской Федерации, возложены на Агентство и его территориальные органы.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что Теруправление является надлежащим государственным органом, выступающим от имени Российской Федерации в деле о взыскании платы за поставленную в спорный период тепловую энергию для объекта, находящегося в составе казны Российской Федерации.
Довод Теруправления о неполучении им платежных документов с расчетом платы за поставленную тепловую энергию отклонен судом округа, поскольку обязательства по оплате оказанных услуг энергоснабжения возникают у ответчика не с даты направления платежных документов, а с момента принятия услуг. Неполучение документов с информацией о размере начисленной платы не может быть признано обстоятельством, исключающим обязанность ответчика произвести оплату поставленной тепловой энергии.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном понимании норм права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и второй инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Кассационная жалоба Теруправления не подлежит удовлетворению с учетом приведенных в ней доводов.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.07.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 по делу N А11-3245/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
В.П. Прыткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
На основании пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2019 г. N Ф01-6655/18 по делу N А11-3245/2018