Нижний Новгород |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А31-12224/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2018,
принятое судьей Мофа В.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018,
принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В.,
по делу N А31-12224/2016
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330)
к обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина"
(ИНН: 7813171100, ОГРН: 1027806865481)
о взыскании штрафа,
третьи лица - областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения
"Буйская центральная районная больница"
(ИНН: 4402002950, ОГРН: 1024401235682),
Департамент здравоохранения Костромской области
(ИНН: 4401004514, ОГРН: 1024400523564),
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина" (далее - Общество) 364 091 рублей 96 копеек штрафа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Буйская центральная районная больница" (далее - Больница, медицинское учреждение), Департамент здравоохранения Костромской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2018 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Фонда взыскано 36 409 рублей 20 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, при применении нескольких финансовых санкций правило о поглощении более строгой меры наказания менее строгих мер может применяться только в отношении санкции в виде неполной оплаты медицинских услуг по одному страховому случаю. В отношении штрафов данное правило не применяется. Кроме того, Фонд указывает на отсутствие оснований для снижения суммы штрафа, назначенного Обществу.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с приведенными в ней доводами, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 28.01.2019.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество и Фонд заключили договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 01.11.2015 N 03ф/2015.
В приложении N 3 к договору стороны согласовали перечень санкций за нарушение договорных обязательств, в том числе по пункту 11.5 (за необоснованное снятие с медицинских организаций денежных средств по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования) и пункту 11.6 (за неприменение к медицинским организациям штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при наличии оснований их применения) в виде штрафа в размере 10 процентов от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущено нарушение.
В период с 26.06.2015 по 03.07.2015 Больница оказывала медицинскую помощь пациенту, смерть которого констатирована 03.07.2015.
По результатам проведенной экспертизы качества медицинской помощи, оказанной данному пациенту, эксперт качества медицинской помощи Хабаров М.С. составил экспертное заключение от 02.02.2016, на основании которого Общество составило акт от 16.02.2016 N 168/18 о применении к медицинскому учреждению финансовых санкций по коду 3.14 (наличие расхождения патологоанатомического и заключительного диагнозов 2-3 категории), коду 3.2.3 (невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и (или) стандартам медицинском помощи, приведшее к ухудшению состояния здоровья пациента или создавшее риск прогрессирования имеющегося заболевания), коду 4.3 (отсутствие в первичной медицинской документации информированного добровольного согласия застрахованного лица на медицинское вмешательство).
При назначении медицинскому учреждению ответственности Общество применило правило о поглощении финансовых санкций, предусмотренных кодами 3.2.3 (уменьшение размера оплаты оказанной медицинской помощи на 50 процентов, штраф в размере 100 процентов от норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи) и 4.3 (штраф в размере 50 процентов от норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно лицо), и приняло решение о применении санкций по коду нарушения 3.14 (уменьшение размера оплаты оказанной медицинской помощи на 25 процентов в сумме 7168 рублей 43 копеек, штраф в размере 500 процентов от норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно лицо в сумме 36 281 рубля) в сумме 43 439 рублей 43 копеек.
Фонд провел реэкспертизу качества медицинской помощи, оказанной пациенту, результаты которой отражены в акте от 27.04.2016 N 93 и заключении от 27.05.2016.
По результатам реэкспертизы Фонд принял решение о применении к Больнице следующих санкций:
- по коду 3.2.3 (невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и (или) стандартам медицинском помощи, приведшее к ухудшению состояния здоровья пациента или создавшее риск прогрессирования имеющегося заболевания) в виде уменьшения размера оплаты оказанной медицинской помощи в сумме 14 336 рублей 86 копеек и штрафа в сумме 22 233 рублей 50 копеек;
- по коду 4.2 (дефекты оформления первичной медицинской документации, препятствующие проведению экспертизы качества медицинской помощи) в виде штрафа сумме 1252 рублей 92 копеек,
- по коду нарушения 4.3 (отсутствие в первичной медицинской документации информированного добровольного согласия застрахованного лица на медицинское вмешательство) в виде штрафа в сумме 4176 рублей 25 копеек.
В связи с допущенными Обществом нарушениями, выявленными в результате реэкспертизы, Фонд применил к нему финансовые санкции по коду нарушения 11.5 (необоснованное снятие с медицинских организаций денежных средств по коду нарушения 3.14) в размере 182 674 рублей 08 копеек, по коду 11.6 (неприменение к медицинской организациии штрафных санкций по кодам нарушения 3.2.3, 4.3) в размере 182 674 рублей 08 копеек.
Общество в добровольном порядке требование об уплате указанных сумм не исполнило, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь частями 1, 2, 4, 14 статьи 38, частью 2 статьи 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктами 66, 70 приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", Арбитражный суд Костромской области частично удовлетворил исковое требование. Суд пришел к выводам об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности по пункту 11.6 приложения N 3 к договору от 01.11.2015 N 03ф/2015 и обоснованном привлечении его к ответственности по пункту 11.5, однако снизил сумму штрафа до 36 409 рублей 20 копеек.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В части 13 статьи 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за невыполнение условий договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду штраф в размере 10 процентов от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховой медицинской организации за период, в течение которого установлены данные нарушения.
Согласно части 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.09.2011 N 1030н утверждены форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и перечень санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору (далее - Перечень).
Так, в соответствии с пунктом 11.6 Перечня за неприменение к медицинским организациям штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при наличии оснований их применения предусмотрен штраф в размере 10 процентов от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущены нарушения.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 утвержден "Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок N 230).
В силу пункта 66 Порядка N 230 результатом контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) являются: неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи (в виде исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи; уменьшения сумм, представленных к оплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю; возврата сумм, не подлежащих оплате, в страховую медицинскую организацию) и уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 67 Порядка N 230 неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи и уплата медицинской организацией штрафов в соответствии с подпунктом б) пункта 66 настоящего раздела в зависимости от вида выявленных дефектов медицинской помощи и/или нарушений при оказании медицинской помощи могут применяться раздельно или одновременно с учетом результатов рассмотрения протокола разногласия (при наличии) по пункту 58 и по пункту 74 (при наличии) настоящего Порядка.
Согласно пункту 70 Порядка N 230 при наличии в одном и том же случае оказания медицинской помощи двух и более оснований для отказа в оплате медицинской помощи или уменьшения оплаты медицинской помощи к медицинской организации применяется одно - наиболее существенное основание, влекущее больший размер неоплаты, или отказ в оплате. Суммирование размера неполной оплаты медицинских услуг по одному страховому случаю не производится.
Отказав в удовлетворении требования Фонда в части привлечения Общества к ответственности в виде взыскания штрафа по пункту 11.6 приложения N 3, суды признали обоснованным назначение Обществом наказания Больнице путем поглощения штрафов, предусмотренных кодами 3.2.3 и 4.3, штрафом по коду 3.14.
Однако данный вывод противоречит положениям пунктов 66, 67 и 70 Порядка N 230, из которых следует, что по результатам контроля применяются два вида санкций - штраф и неполная оплата (отказ в отплате) медицинских услуг. При этом запрет на суммирование установлен только в отношении неполной оплаты медицинских услуг по одному страховому случаю. Запрет на суммирование штрафов в пункте 70 Порядка N 230 не предусмотрен.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Больницей допущены нарушения, подлежащие квалификации по кодам нарушений 3.2.3 и 4.3.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности в виде взыскания штрафа по пункту 11.6 приложения N 3 и об отказе Фонду в удовлетворении иска в данной части является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, в связи с чем юридические санкции должны соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, а также дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию ответственности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Аналогичные правовые позиции изложены, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
Факт допущенного Обществом нарушения, предусмотренного в пункте 11.5 приложения N 3, выявленного Фондом, и наличие оснований для начисления штрафа по этому нарушению судами установлен и подтвержден материалами дела.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание приведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для снижения указанного штрафа до 36 409 рублей 20 копеек.
Доказательств несоответствия определенной судом первой инстанции суммы штрафа характеру и тяжести допущенного страховой организацией нарушения, а также степени ее вины и ущербу, причиненному в результате этих нарушений, Фонд не представил.
Оснований для переоценки установленных судами фактических обстоятельств и сделанных на их основе выводов у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции полномочий по установлению фактов и оценке доказательств по делу принятые в рамках настоящего спора судебные акты подлежат отмене в части отказа в привлечении Общества к ответственности в виде взыскания штрафа по пункту 11.6 приложения N 3, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Костромской области.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное и принять законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов на уплату государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункты 1, 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А31-12224/2016 отменить в части отказа в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина" к ответственности в виде взыскания штрафа по пункту 11.6 приложения N 3 к договору от 01.11.2015 N 03ф/2015.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Костромской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А31-12224/2016 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Аналогичные правовые позиции изложены, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 января 2019 г. N Ф01-6298/18 по делу N А31-12224/2016