Нижний Новгород |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А11-6476/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
при участии представителя от заинтересованного лица:
Давыдовой Е.П. (доверенность от 09.01.2019 N 02-07/7)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Вязники Энергия"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.07.2018,
принятое судьей Тимчуком Н.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Насоновой Н.А.,
по делу N А11-6476/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вязники Энергия"
(ИНН: 3303035600, ОГРН: 1153332001602)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области от 23.10.2017 N 105
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вязники Энергия" (далее - ООО "Вязники Энергия", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 23.10.2017 N 105 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 19.07.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Вязники Энергия" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой ссылается на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам.
Общество настаивает, что в оспариваемом решении не указаны обстоятельства, которые послужили основанием для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Факт отсутствия указанных обстоятельств подтвержден самим решением, в котором соответствующая графа оставлена незаполненной. Вместе с тем обязательность ее заполнения предусмотрена абзацем 2 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и приказом Федеральной налоговой службы от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, является нарушением существенных условий процедуры проведения налоговой проверки, которое привело к нарушению права налогоплательщика на своевременное возмещение налога на добавленную стоимость (далее - НДС) из бюджета. Неправомерное затягивание с возмещением из бюджета заявленных сумм налога может привести к ухудшению финансового положения налогоплательщика и возникновению задолженности перед бюджетом. При этом в случае возникновения указанной задолженности заявитель вправе претендовать на возмещение налога только в форме зачета, что, в свою очередь, лишает его права требовать начисления процентов за несвоевременное возмещение налоговым органом НДС. Кроме того, принятое в отсутствие законных оснований оспариваемое решение позволяет налоговому органу учитывать при рассмотрении материалов налоговой проверки доказательства, полученные с нарушением закона. Подробно доводы ООО "Вязники Энергия" приведены в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Владимирской области.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами Общества не согласились, указав на законность обжалуемых судебных актов и отсутствие оснований для их отмены.
ООО "Вязники Энергия", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ООО "Вязники Энергия" уточненной декларации по НДС за 1 квартал 2017 года, результаты которой отразила в акте от 11.09.2017 N 22590.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Инспекции 23.10.2017 вынес решение N 105 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 21.02.2018 N 13-15-06/2173@ жалоба Общества на неправомерные действия Инспекции и решение от 23.10.2017 N 105 оставлена без удовлетворения.
Посчитав, что решение Инспекции не соответствует закону и нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 31, 82, 87, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 14.07.2005 N 9-П и определении от 19.11.2015 N 2551-О, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения.
Первый арбитражный апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговый орган вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
Согласно статьям 87, 100 НК РФ в целях контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки, по результатам которых составляется акт.
В пункте 1 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 статьи 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.1 постановления от 14.07.2005 N 9-П, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля имеет целью уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными правонарушениями.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 N 2551-0 указано, что дополнительные мероприятия налогового контроля по своему предназначению направлены на обеспечение полного и всестороннего изучения обстоятельств, имеющих значение для выявления действительного размера налогового обязательства.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что в уточненной декларации по НДС за 1 квартал 2017 года Общество заявило к возмещению из бюджета НДС в сумме 17 078 981 рубля.
В ходе камеральной проверки представленной декларации налоговый орган установил неправомерное применение Обществом налогового вычета в сумме 8 621 678 рублей, что повлекло изменение суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель Инспекции принял решение от 23.10.2017 N 105 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Установив, что оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом налогового органа в пределах его компетенции, срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не превышает одного месяца со дня вынесения решения и то, что в нем определены действия, которые следует провести в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов (информации) у контрагентов и допрос свидетелей), суды пришли к выводу, что решение от 23.10.2017 N 105 соответствует пункту 6 статьи 101 НК РФ и направлено на получение дополнительных сведений, необходимых для принятия объективного решения.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела и им не противоречат.
Суды обоснованно отметили, что отсутствие детального изложения в описательной части оспариваемого решения обстоятельств, вызвавших необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, не свидетельствует об отсутствии таких обстоятельств и не может служить основанием для признания такого решения недействительным.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и разъяснениями, данными в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.07.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 по делу N А11-6476/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вязники Энергия" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вязники Энергия" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом налогового органа в пределах его компетенции, срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не превышает одного месяца со дня вынесения решения и то, что в нем определены действия, которые следует провести в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов (информации) у контрагентов и допрос свидетелей), суды пришли к выводу, что решение от 23.10.2017 N 105 соответствует пункту 6 статьи 101 НК РФ и направлено на получение дополнительных сведений, необходимых для принятия объективного решения.
...
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и разъяснениями, данными в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате подлежат взысканию в доход федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 февраля 2019 г. N Ф01-6788/18 по делу N А11-6476/2018