Нижний Новгород |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А28-2639/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Беликовой Н.В. (доверенность от 05.12.2018 N 21)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Арина"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.08.2018,
принятое судьей Едоминой С.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2018,
принятое судьями Кононовым П.И., Минаевой Е.В., Черных Л.И.,
по делу N А28-2639/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арина"
(ИНН: 4302004168, ОГРН: 1124322000318)
к министерству экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области (ИНН: 4345269810, ОГРН: 1094345021814)
о признании незаконным решения,
третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3
по Кировской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арина" (далее - ООО "Арина", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области (далее - Министерство, лицензирующий орган) от 07.12.2017 N 33 "Об отказе в продлении срока действия лицензии".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Кировской области (далее - Инспекция).
Решением суда от 09.08.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2018 решение оставлено без изменения.
ООО "Арина" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, дали неверную оценку обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что спорная задолженность по пеням была аннулирована по решению налогового органа (письмо от 22.01.2018); Инспекция при выдаче справки имела возможность самостоятельно произвести зачет переплаты и недоимки, Министерство при изучении справки могло произвести расчеты и принять положительное решение в пользу Общества, однако таких действий данные органы не совершили.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя жалобы.
Инспекция в отзыве просила оставить принятые судебные акты без изменения; заявило о рассмотрении жалобы без участия представителя.
ООО "Арина", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.11.2017 Министерство выдало ООО "Арина" лицензия N 43/67-551-17/43РПА0001081 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Срок действия лицензии - с 03.11.2017 по 16.12.2017.
ООО "Арина" 08.11.2017 обратилось в Министерство с заявлением о продлении срока действия указанной лицензии.
Министерство 08.11.2017 сделало исходящий межведомственный запрос N 11512616 о налоговых задолженностях Общества по состоянию на 01.11.2017, на который получило ответ о наличии задолженности.
Министерство 09.11.2017 сделало исходящий межведомственный запрос N 11525640 о налоговых задолженностях ООО "Арина" по состоянию на 08.11.2017, на который получило ответ о наличии задолженности.
Министерством направлены в Инспекцию запросы от 14.11.2017 N 1091-67-06-15 и 1092-67-06-15 о предоставлении в отношении Общества справок о состояния расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, а также пеням и штрафам по состоянию на 01.11.2017 и на 08.11.2017.
В Министерство 06.12.2017 поступили:
- справка N 62540 о состояния расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.11.2017, согласно которой за ООО "Арина" числится задолженность по пеням по НДФЛ налоговых агентов в размере 51,46 рубля;
- справка N 62811 о состояния расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 08.11.2017, согласно которой за ООО "Арина" числится задолженность по пеням по НДФЛ налоговых агентов в размере 51,46 рубля.
Министерство 07.12.2017 приняло решение N 33 "Об отказе в продлении срока действия лицензии", в соответствии с которым ООО "Арина" отказано в продлении срока действия лицензии N 43/67-551-17/43РПА0001081 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции ввиду наличия у организации задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов по состоянию на 01.11.2017, не погашенной на момент обращения в лицензирующий орган с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (08.11.2017).
Общество не согласилось с данным решением Министерства и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 71, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 18, 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Срок действия такой лицензии продлевается по заявлению лицензиата при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 данной статьи, а также на основании сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа.
Лицензирующий орган рассматривает заявление о продлении срока действия лицензии в течение 30 дней со дня его поступления и принимает решение о продлении срока действия лицензии или об отказе в продлении срока в порядке, установленном для выдачи лицензии.
На основании подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа.
Из статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что выдача соответствующей лицензии и ее продление подчинены единому нормативному порядку, формальные требования которого являются обязательными к реализации соискателем лицензии и лицензирующим органом.
При этом сумма задолженности и ее структура не имеют правового значения. Наличие у лица, обратившегося с заявлением о выдаче (продлении) лицензии, задолженности по любому виду платежа, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации (налогу, пени или штрафу), является достаточным основанием для отказа в ее выдаче (продлении). Такая задолженность, как препятствующая принятию уполномоченным органом положительного решения о выдаче лицензии, не зависит от характера и размера не исполненной лицом публично-правовой обязанности.
Как видно из материалов дела и установили суды, причиной отказа Обществу в продлении срока действия лицензии послужило наличие у заявителя задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа.
Министерство в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ посредством системы межведомственного взаимодействия направило в налоговый орган запросы от 08.11.2017 N 11512616 и от 09.11.2017 N 11525640 о состоянии расчетов заявителя по обязательным платежам в бюджет.
Иного способа получить необходимую информацию из налогового органа у Министерства не имелось и действующим законодательством не предусмотрено.
Из представленных налоговым органом справок следовало, что по состоянию на 01.11.2017 и 08.11.2017 (дата поступления заявления о продлении лицензии) Общество имеет неисполненную обязанность по налогам (пени в размере 51 рубля 46 копеек).
При этом, проверка достоверности сведений, представленных налоговым органом в рамках межведомственного взаимодействия, в полномочия лицензирующего органа не входит.
Суды обоснованно посчитали, что в рассмотренном случае Министерство, установив на основании информации, полученной от Инспекции, наличие задолженности Общества по обязательным платежам, руководствуясь подпунктом 3 пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, правомерно приняло решение об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции
Оснований не принимать во внимание информацию, полученную по системе межведомственного электронного взаимодействия у Министерства не имелось.
Суды рассмотрели доводы заявителя, которые приведены также в кассационной жалобе, и обоснованно их отклонили, указав, что в силу требований подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ единственным документом, подтверждающим наличие или отсутствие у соискателя лицензии задолженности, является справка налогового органа, содержащая сведения о наличии (отсутствии) задолженности на первое число месяца и не погашенной на дату поступления заявления в лицензирующий орган; ООО "Арина" до того, как обратиться с заявлением о выдаче лицензии, в случае, если бы действовало осмотрительно, могло провести сверку расчетов по обязательным платежам в бюджет и удостовериться в отсутствии задолженности.
Ссылка Общества на письмо налогового органа от 22.01.2018 N 02-1-08/00322 о сторнировании (аннулировании) спорной налоговой задолженности правильно не принята во внимание судами, поскольку не указывает на незаконность оспариваемого решения на момент его вынесения.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.08.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2018 по делу N А28-2639/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арина" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно посчитали, что в рассмотренном случае Министерство, установив на основании информации, полученной от Инспекции, наличие задолженности Общества по обязательным платежам, руководствуясь подпунктом 3 пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, правомерно приняло решение об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции
...
Суды рассмотрели доводы заявителя, которые приведены также в кассационной жалобе, и обоснованно их отклонили, указав, что в силу требований подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ единственным документом, подтверждающим наличие или отсутствие у соискателя лицензии задолженности, является справка налогового органа, содержащая сведения о наличии (отсутствии) задолженности на первое число месяца и не погашенной на дату поступления заявления в лицензирующий орган; ООО "Арина" до того, как обратиться с заявлением о выдаче лицензии, в случае, если бы действовало осмотрительно, могло провести сверку расчетов по обязательным платежам в бюджет и удостовериться в отсутствии задолженности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2019 г. N Ф01-7178/18 по делу N А28-2639/2018