Нижний Новгород |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А38-2769/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Кушнира В.В. (доверенность от 21.02.2018),
от заинтересованного лица: Семовского О.Б. (доверенность от 01.10.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.06.2018,
принятое судьей Коноваловым И.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018,
принятое судьями Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., Протасовым Ю.В.,
по делу N А38-2769/2018
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по Приволжскому федеральному округу
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Волжская
экологическая компания" (1216014495, ОГРН: 1061224000639)
к административной ответственности
и установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Волжская экологическая компания" (далее - Общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.06.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, представленные в дело документы подтверждают, что спорная установка эксплуатируется Обществом незаконно, что является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности. Истечение срока давности привлечения Общества к административной ответственности произошло не по вине административного органа.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департамент на основании приказа от 05.02.2018 N 0143 провел с 07.02 по 07.03.2018 в отношении Общества внеплановую выездную проверку соблюдения требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки в деятельности Общества установлены нарушения лицензионных требований, а именно утилизация отходов II - IV класса опасности с использованием модернизированной установки по технологическому регламенту по утилизации жидких углеводородных отходов, не прошедшему государственную экологическую экспертизу; отсутствуют специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства, необходимые для выполнения работ и соответствующие установленным требованиям. Результаты проверки отражены в акте от 07.03.2018.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которая предусмотрена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Департамент составил протокол об административном правонарушении от 13.03.2018 N 06-067/2018 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.6, 2.1, частью 1 статьи 4.5, частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, положениями Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта "б" пункта 3 Положения лицензионным требованием для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности является наличие у лицензиата оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
В пункте 4 Положения предусмотрено, что грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 данного положения.
На основании пункта 5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
Из приведенных норм следует, что необходимость проведения государственной экологической экспертизы обусловлена применением новых технологий, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, или новых веществ, которые могут поступать в природную среду.
Закон N 174-ФЗ не содержит запрета на использование технологий, ранее получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.05.2011 N 05-12-44/7250 к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 Кодекса).
Как установили суды, и материалами дела подтверждено, Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и использует установку для очистки, переработки, восстановления качества и улучшения экологических параметров углеводородного сырья ПД-ВТ-97574, эксплуатация которой осуществлялась на основании договора аренды имущества от 01.07.2016 N 1/09-16.
Департамент, ссылаясь на технический паспорт и технологический регламент, указало, что установка была модернизирована, при этом технологический регламент по утилизации жидких углеводородных отходов не прошел государственную экологическую экспертизу.
Доказательств, свидетельствующих о том, что используемая Обществом технология является новой и впервые предлагаемой к использованию на территории Российской Федерации, в материалах дела не имеется, в связи с чем суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Департамент не доказал наличие оснований для привлечения Общества к административной ответственности по данному эпизоду.
В силу подпункта "в" пункта 3 Положения лицензионным требованием для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.091957 (ДОПОГ), Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, и Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.
В соответствии с пунктом 3.3 Правил дорожного движения при перевозке крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности на транспортном средстве должен быть включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество эксплуатирует транспортные средства: Газель 33022Р, государственный регистрационный номер Т684АМ/12Яи8, седельный тягач КАМАЗ 541120, государственный регистрационный номер Н810ВН/12Яи8, прицеп-цистерну марки ППЦ-96741, государственный регистрационный номер АВ0307/12. На момент обследования территории Общества КАМАЗ 541120, государственный регистрационный номер Н810ВН/12Яи8, находился в неисправном состоянии.
В нарушение требований действующего законодательства указанные транспортные средства не оборудованы проблесковыми маячками оранжевого цвета и не снабжены специальными знаками.
Транспортные средства, используемые при осуществлении лицензируемой деятельности, в ходе проверки должны быть предъявлены Департаменту в состоянии, пригодном для эксплуатации, поскольку предметом такой проверки в силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" является наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности объектов и их состояние. В связи с чем суды правомерно отклонили довод Общества о том, что транспортные средства во время проверки находились в ремонте или имели неисправности, поэтому маячки и спецзнаки были сняты.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о совершении Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Оценив материалы дела, суды установили, что в рассматриваемом случае вмененное Обществу правонарушение было выявлено 08.02.2018 в ходе проведенной Департаментом проверки, и с этого момента начинает течь срок давности привлечения к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что заявление о привлечении нарушителя к административной ответственности поступило в арбитражный суд 23.03.2018, предварительное судебное заседание назначено 10.04.2018. Судебное заседание было отложено на 24.04.2018 в связи с неявкой представителя Общества (определение от 10.04.2018). Определением от 24.04.2018 судебное заседание отложено на 08.05.2018 по ходатайству Общества для уточнения позиции по спору и рассмотрения вопроса о прохождении государственной экологической экспертизы установки. По ходатайству Общества с целью уточнения позиции по спору определением от 08.05.2018 судебное разбирательство в предварительном судебном заседании отложено на 23.05.2018. Признав дело подготовленным к судебному разбирательству, суд окончил подготовку дела к судебному разбирательству и назначил судебное заседание на 06.06.2018, в котором рассмотрел дело по существу.
На момент принятия судом первой инстанции решения установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек.
На основании изложенного суды правомерно отказали Департаменту в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.06.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А38-2769/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
...
На момент принятия судом первой инстанции решения установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2019 г. N Ф01-7147/18 по делу N А38-2769/2018