Нижний Новгород |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А43-7679/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.02.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Лычагиной И.А. (доверенность от 05.12.2018 N 94),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.05.2018,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-7679/2018
по заявлению Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике"
о признании недействительным приказа Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.02.2018 N 288
и установил:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области о признании недействительным приказа Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Управление) от 26.02.2018 N 288.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.05.2018 заявленное требование удовлетворено в полном объеме. Одновременно суд обязал Управление устранить нарушение прав и законных интересов Учреждения, допущенное в связи с изданием приказа от 26.02.2018 N 288.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 15.10.2018 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ), Положение об осуществлении государственного метрологического надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 N 246 (далее - Положение N 246), Указ Президента Российской Федерации от 02.01.2011 N 21 "О государственном метрологическом надзоре в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 21), считает, что федеральный государственный надзор проведен в соответствии с действующим законодательством, и Управление не затронуло сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Учреждение в отзыве возразило относительно доводов заявителя; ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Управление 05.03.2018 направило Учреждению приказ от 26.02.2018 N 288 о проведении плановой выездной проверки.
Согласно названному приказу проверка проводится с целью исполнения Ежегодного плана проведения плановых проверок на 2018 год, утвержденного приказом руководителя Управления от 30.10.2017 N 158пл.
Задачей проверки является оценка соответствия измерений, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений установленным требованиям.
Предметом проверки является соблюдение обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, стандартным образцам, эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам (методам) измерений.
Учреждение не согласилось с приказом от 26.02.2018 N 288 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, федеральными законами N 294-ФЗ и 102-ФЗ, Указом Президента РФ N 21, Инструкцией о порядке осуществления государственного метрологического надзора в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09.11.2016 N 700 (далее - Инструкция N 700), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и обязал Управление устранить нарушение прав и законных интересов Учреждения, допущенное в связи с изданием приказа от 26.02.2018 N 288.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 102-ФЗ федеральный государственный метрологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждены Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение о МВД) и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Положения о МВД Министерство внутренних дел Российской Федерации реализует в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции по государственному метрологическому надзору в отношении органов внутренних дел при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности.
Указом Президента РФ N 21 осуществление государственного метрологического надзора в установленной сфере деятельности возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство обороны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.
На основании статьи 16 Федерального закона N 102-ФЗ и Указа Президента РФ N 21 Правительство Российской Федерации постановлением от 06.04.2011 N 246 утвердило Положение об осуществлении федерального государственного метрологического надзора, в силу пункта 3 которого надзор осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, его территориальными органами, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации на осуществление надзора в области обороны и обеспечения безопасности.
В пункте 4 данного положения определено, что органы надзора в области обороны и обеспечения безопасности осуществляют надзор в пределах установленной компетенции в соответствии с настоящим Положением и принимаемыми ими по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации актами, учитывающими установленные Правительством Российской Федерации особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства.
В пункте 2 Инструкции N 700 установлено, что государственный метрологический надзор в области обороны и обеспечения безопасности в системе МВД России - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными должностными лицами метрологической службы МВД России и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований в системе МВД России, а также в применении мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий.
Орган надзора по вопросам обеспечения единства измерений взаимодействует с подразделениями Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Росстандарта, Федеральной службы по аккредитации и метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление метрологического надзора в области обороны и безопасности государства (пункты 9 и 10 Инструкции N 700).
Метрологический надзор в системе Министерства внутренних дел России осуществляется в отношении органов внутренних дел Российской Федерации, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на Министерство внутренних дел России, эксплуатирующих в оперативно-служебной деятельности вооружение, специальную технику, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, применяемые методики (методы) измерений.
В данном случае метрологический надзор в отношении указанных органов, организаций и подразделений осуществляется федеральным казенным учреждением "Центр метрологического обеспечения" Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое является специально уполномоченным федеральным казенным учреждением в системе МВД России на осуществление метрологического надзора в отношении органов внутренних дел.
Суды обоснованно посчитали, что, поскольку осуществление метрологического надзора в отношении Учреждения иными федеральными органами исполнительской власти нарушает приведенные нормы права, Управление является неуполномоченным на это органом государственного контроля.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что приказ Управления от 26.02.2018 N 288 о проведении плановой выездной проверки в отношении Учреждения нарушает принципы защиты юридических лиц при осуществлении надзорной деятельности, установленные пунктами 4 и 5 статьи 3 Федерального закона N 294-ФЗ а именно: проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Положения названного Федерального закона распространяются на спорные правоотношения на основании части 6 статьи 15 Федерального закона N 102-ФЗ.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали правовые основания для издания приказа от 26.02.2018 N 288 о проведении плановой выездной проверки в отношении Учреждения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, оспариваемый приказ Управления о проведении внеплановой выездной проверки не соответствовал действующему законодательству и нарушал права и законные интересы Учреждения, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 по делу N А43-7679/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно посчитали, что, поскольку осуществление метрологического надзора в отношении Учреждения иными федеральными органами исполнительской власти нарушает приведенные нормы права, Управление является неуполномоченным на это органом государственного контроля.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что приказ Управления от 26.02.2018 N 288 о проведении плановой выездной проверки в отношении Учреждения нарушает принципы защиты юридических лиц при осуществлении надзорной деятельности, установленные пунктами 4 и 5 статьи 3 Федерального закона N 294-ФЗ а именно: проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Положения названного Федерального закона распространяются на спорные правоотношения на основании части 6 статьи 15 Федерального закона N 102-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 февраля 2019 г. N Ф01-7126/18 по делу N А43-7679/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7126/18
15.10.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5505/18
30.05.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-7679/18
14.03.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-7679/18