Нижний Новгород |
|
26 февраля 2019 г. |
Дело N А43-25260/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен 26.02.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Автобан": Лопаревой Ю.А. (доверенность от 28.05.2018)
от администрации города Нижнего Новгорода:
Фигурняк К.Л. (доверенность от 11.01.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода (ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018,
принятое судьей Окороковым Д.Д., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018,
принятое судьями Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., Александровой О.Ю.
по делу N А43-25260/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Автобан" (ИНН: 5262057290, ОГРН: 1025203723170)
к муниципальному образованию "Город Нижний Новгород"
в лице администрации города Нижнего Новгорода
(ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579)
об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ИНН: 5260258667, ОГРН: 1095260008172), Министерство обороны Российской Федерации
(ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Автобан" (далее - ООО "Специализированный застройщик "Автобан", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к муниципальному образованию "Город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N 52:18:0070186:1174.
Требования заявлены на основании статей 421 (пункт 1), 445 (пункт 1), 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 01.10.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018, удовлетворил иск: изложил спорные условия договора купли-продажи о цене земельного участка с кадастровым номером N 52:18:0070186:1174 в редакции, предложенной Обществом.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
В кассационной жалобе Администрация указала, что суды пришли к необоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку Общество не имело права на установление в договоре купли-продажи выкупной стоимости земельного участка в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости участка. ООО "Специализированный застройщик "Автобан" обратилось с заявлением о выкупе спорного земельного участка 13.10.2017, следовательно, на основании подпункта 5.2 пункта 5 постановления администрации города Нижнего Новгорода от 02.03.2016 N 474, которое распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 04.06.2015, выкупная стоимость участка должна составлять 30 процентов от его кадастровой стоимости.
Представитель кассатора в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Уполномоченный представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить в силе обжалованные судебные акты, представил соответствующий отзыв.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-26030/2015, Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные по адресу: город Нижний Новгород, улица Нартова, дом 27а, мастерская РБУ, общая площадь 321,3 квадратного метра, литера Б, и здание склада, общая площадь 195,7 квадратного метра, литера А.
Указанные объекты недвижимости приобретены Обществом по договорам купли-продажи высвобождаемого недвижимого имущества на аукционе от 16.07.2007.
Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0070186:5 по адресу: город Нижний Новгород, улица Медицинская.
С 2008 года Общество предпринимало попытки приватизации земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.10.2013 N 910 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Нижний Новгород" в 2014 году земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070186:5 передан в муниципальную собственность.
Администрация города Нижнего Новгорода 21.11.2014 зарегистрировала за собой право собственности на земельный участок общей площадью 22 800 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:0070186:5.
Общество 24.12.2014 обратилось в Администрацию с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:5 и предоставлении на праве собственности земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости.
После уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:5 Общество 28.04.2015 вновь обратилось в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода с заявлением о разделе указанного земельного участка.
Общество 02.09.2015 в третий раз обратилось в Администрацию с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:5 путем выделения из него земельных участков под принадлежащими Обществу на праве собственности объектами недвижимости и принятии решения о предоставлении на праве собственности вновь образованных земельных участков.
Поскольку в течение установленного законом срока орган местного самоуправления не совершил действий, направленных на раздел земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:5, Общество посчитало, что со стороны администрации г. Нижнего Новгорода усматривается незаконное бездействие, нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2016 по делу N А43-26030/2015 установлено наличие у Общества исключительного права на приобретение в собственность земельных участков, занятых вышеназванными объектами недвижимости и необходимых для их эксплуатации.
Указанным решением суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:5, общей площадью 21791 квадратный метр путем образования земельного участка площадью 1864,8 квадратного метра под объектом недвижимости (здание мастерской РБУ-1, инвентарный номер 22:401:001:002420680, литера Б), земельного участка площадью 1306,3 квадратного метра под объектом недвижимости - здание склада (инвентарный номер 22:401:001:002420670 литер А), принадлежащими Обществу на праве собственности, а также принять решение о предоставлении Обществу в собственность земельного участка площадью 1864,8 квадратного метра под объектом недвижимости (здание мастерской РБУ-1, инвентарный номер 22:401:001:002420680, литер Б) и земельного участка площадью 1306,3 квадратного метра под объектом недвижимости - здание склада (инвентарный номер 22:401:001:002420670, литера А), расположенных по адресу: город Нижний Новгород, Советский район, улица Медицинская, и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи каждого земельного участка.
Вышеназванные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию в рамках настоящего дела.
Администрация 18.07.2016 осуществила раздел земельного участка, при этом под зданием склада был образован земельный участок площадью 1010 квадратных метров, с кадастровым номером 52:18:0070186:1174, которому присвоен адрес: город Нижний Новгород, Советский район, улица Нартова, дом 27в; в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись 52:18:0070186:1174-52/124/2017-1 от 09.10.2017.
Администрация направила Обществу договор купли-продажи земельного участка N 0052-МС, пунктом 2.1 которого в соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 02.03.2016 N 474 "Об установлении порядка определения цены земли" установлена стоимость продаваемого участка в размере 668 990 рублей 67 копеек, что составляет 30 процентов от кадастровой стоимости участка.
Истец, в свою очередь, направил в Администрацию протокол разногласий к договору N 0052-МС от 29.03.2018, в соответствии с которым предложил установить выкупную стоимость земельного участка в размере 55 749 рублей 22 копеек, исходя из расчета: 2 229 968 рублей 09 копеек (кадастровая стоимость земельного участка) * 2,5 процента.
Администрация города Нижнего Новгорода отказалась подписать протокол разногласий в редакции истца и указала, что цена выкупа земельного участка не может быть рассчитана с применением коэффициента к кадастровой стоимости земельных участков, равного 2,5 процента.
Возникшие разногласия Общество передало на рассмотрение суда.
Предметом спора является определение выкупной стоимости земельного участка, которую должно выплатить Общество на основании договора купли-продажи, заключенного с Администрацией. Обязанность урегулировать разногласия с целью заключения указанного договора следует из пункта 4 статьи 421, пункта 2 статьи 445, статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и сторонами не оспаривается.
Как предусмотрено пункте 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что, по общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
Существенным обстоятельством для определения выкупной цены земельного участка является момент обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Материалы настоящего дела, исследованные по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позволили судам прийти к выводу, что Общество начиная с 2008 года принимало меры для приватизации земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю и приобретенные им из государственной собственности.
Общество неоднократно инициировало судебные споры с целью приватизации спорного земельного участка, совершало последовательные действия по формированию участка, о чем свидетельствуют его обращения в уполномоченные органы от 08.02.2008, 04.04.2011, 17.06.2011, 04.06.2012, 24.12.2014, 28.05.2015, 02.09.2015.
Нахождение земельного участка в ведении Министерства обороны Российской Федерации, смена публичного собственника спорного участка не позволили Обществу по независящим от него обстоятельствам приобрести участок в собственность до 01.07.2012, что, однако, не лишает его права на приобретение участка по льготной цене.
Обращение Общества в Администрацию 24.12.2014, подтвержденное вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-26030/2015, однозначно свидетельствует о том, что положения постановления администрации города Нижнего Новгорода N 474 "Об установлении порядка определения цены земли" неприменимы, поскольку оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 04.06.2015.
Суд округа, приняв во внимание необходимость сохранения преемственности правоотношений при смене публичного собственника и принцип равенства участников приватизации, счел обоснованной позицию судов нижестоящих инстанций о возможности применения к спорным правоотношениям решения Городской Думы города Нижнего Новгорода от 12.07.2012 N 112 "Об установлении цены земли" и статьи 2 Закона от 28.06.2012 "О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках".
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования ООО "Специализированный застройщик "Автобан", урегулировали разногласия при заключении договора купли-продажи земельного участка и установили выкупную стоимость земельного участка в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости на основании решения Городской Думы города Нижнего Новгорода от 12.07.2012 N 112 "Об установлении цены земли" и статьи 2 Закона от 28.06.2012 "О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами округа полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов применительно к приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по делу в виде госпошлины по правилам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя, но взысканию с него не подлежат, поскольку Администрация освобождена от уплаты госпошлины по правилам статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 по делу N А43-25260/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода (ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579) - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 по делу N А43-25260/2018, введенное определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.01.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
Существенным обстоятельством для определения выкупной цены земельного участка является момент обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
...
Обращение Общества в Администрацию 24.12.2014, подтвержденное вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-26030/2015, однозначно свидетельствует о том, что положения постановления администрации города Нижнего Новгорода N 474 "Об установлении порядка определения цены земли" неприменимы, поскольку оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 04.06.2015."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 февраля 2019 г. N Ф01-45/19 по делу N А43-25260/2018