Нижний Новгород |
|
01 марта 2019 г. |
Дело N А43-4609/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.
при участии представителей
от акционерного общества "Новая перевозочная компания": Пискаревой Е.Г. (доверенность от 01.01.2019 N 15),
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Шохина А.Н. (доверенность от 24.05.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.06.2018, принятое судьей Логуновой Н.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018, принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Долговой Ж.А., по делу N А43-4609/2018
по иску акционерного общества "Новая перевозочная компания" (ОГРН: 1037705050570, ИНН: 7705503750)
к открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании 670 746 рублей 62 копеек
и установил:
акционерное общество "Новая перевозочная компания" (далее - АО "Новая перевозочная компания") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 670 746 рублей 62 копеек, в том числе 620 534 рублей 88 копеек неосновательного обогащения, 50 211 рублей 74 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2017 по 09.02.2018 и с 10.02.2018 по день оплаты.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 14.06.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные судебные акты вследствие нарушения норм материального права.
По мнению заявителя, суды не учли технологию перевозки отцепленных вагонов, а также необходимость применения поправочных коэффициентов, указанных в таблице 5 приложения 4 Прейскуранта N 10-01. Суды не применили статью 15 УЖТ Российской Федерации, определяющую взимание платы за перевозки за кратчайшее расстояние, в том числе, в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся. Предложенный истцом расчет провозной платы является необоснованным, поскольку противоречит пункту 39.4 Правил N 29, а также не учитывает того обстоятельства, что вагон не следовал транзитом от станции отправления до станции назначения, а следовал тремя разными поездными формированиями с отцепкой от основной отправки и заходом в ремонт. Вывод судов о покрытии какого-либо дополнительно пройденного вагонами расстояния дельтой тарифной схемы N 8 Прейскуранта 10-01 ошибочен. Списанная провозная плата не является неосновательным обогащением на стороне ОАО "РЖД".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
АО "Новая перевозочная компания" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя и просили оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "Новая перевозочная компания" (в настоящее время - АО "Новая перевозочная компания") и ОАО "РЖД" заключили договор на организацию расчетов от 03.05.2012 N 188/38/12 (далее - договор на организацию расчетов), в соответствии с которым оплата провозных и иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей осуществляется через Единый лицевой счет N 1000712335, открытый ТЦФТО Горьковской железной дороги.
Из железнодорожных накладных, указанных в расчете размера неосновательного обогащения, следует, что с февраля 2017 года по апрель 2017 года истец выступал плательщиком тарифа при перевозке груженых вагонов со станций Юго-Восточная, Московской железных дорог на станции Московской, Северной, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Свердловской, Северо-Кавказская железных дорог.
При осуществлении указанных перевозок в пути следования названные вагоны отцеплены в связи с техническими неисправностями и направлены на ремонт на станции, не являющимися станциями отцепки. После проведения текущего ремонта на указанных вагонов ответчиком оформлена досылочная дорожная ведомость. По прибытии вагонов на станции назначения перевозчик взыскал дополнительную провозную плату с учетом захода груженых вагонов в ремонтное предприятие в размере 620 534 рубля 88 копеек. При этом расстояние перевозки, указанное в накладных N ЭА970092, ЭА186558, ЭА35382, ЭА403733, ЭА857465, ЭБ028800, ЭБ306818 и расстояние перевозки с учетом захода вагона в ремонт (фактические расстояние) не изменилось. По данным накладным сумма необоснованно списанного добора тарифа составляет 167 807 рублей 42 копейки. Расстояние перевозки по вагонам, указанным в накладных N ЭА686922, ЭЯ42202, ЭА291346, ЭБ059499, ЭБ795963, ЭЯ923720, ЭА653627, ЭЯ615630, ЭБ578443, изменилось в связи с заходом вагонов на ремонт, но данное расстояние не превышает оплаченное расстояние, поскольку дополнительное расстояние покрывается установленной тарифной схемой N 8 Прейскуранта 10-01 дельтой, в пределах которой провозная плата не меняется вне зависимости от расстояния перевозки в пределах дельты. По данным накладным сумма необоснованно списанного добора тарифа составляет 247 037 рублей 72 копейки. По вагонам, указанным в остальных накладных, поименованных в расчете размера неосновательного обогащения, истцом установлена ошибка в расчете добора провозной платы при заходе груженых вагонов в ремонт. По данным накладным сумма необоснованно списанного добора тарифа составляет 205 689 рублей 74 копейки.
Списание ответчиком указанных сумм подтверждается счетами-фактурами, актами оказанных услуг от 25.02.2017, от 05.01.2017, от 15.01.2017, от 20.01.2017, от 25.01.2017, от 31.01.2017, от 15.02.2017, от 20.02.2017, от 25.02.2017, от 28.02.2017, от 15.03.2017, от 10.03.2017, от 31.03.2017, от 20.03.2017, от 25.03.2017, от 25.04.2017, от 15.04.2017, и перечнями первичных документов к актам оказанных услуг, предоставленными в материалы дела.
Истец направил ответчику претензии от 21.03.2017, от 28.04.2017, от 17.05.2017, от 14.06.2017, от 16.06.2017, посчитав взыскание дополнительно начисленных ответчиком сумм тарифа неправомерным.
Ответчик, рассмотрев указанные претензии, отклонил их, о чем свидетельствуют письма от 21.04.2017, от 30.05.2017, от 30.05.2017, от 02.06.2017, от 06.06.2017, от 16.06.2017, от 07.06.2017, от 07.06.2017, от 11.07.2017, от 03.07.2017.
Посчитав причины отказа в удовлетворении претензий незаконными и необоснованными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В отношении перевозок железнодорожным транспортом, порядок установления платы за перевозку определен Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" (далее - Закон о железнодорожном транспорте).
Согласно статье 15 Устава плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Тарифы на перевозку грузов установлены прейскурантом 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5. Из пункта 2.1 которого следует, что плата за перевозки взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов.
Прейскурант 10-01 не содержит положения о возможности увеличения стоимости перевозки, либо взимание дополнительных платежей, в случае отцепки груженых вагонов в пути следования для производства ремонта, и увеличения расстояния перевозки.
В соответствии с пунктом 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.02.2015 N 32, после устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения в рамках ранее заключенного договора. Отцепка вагонов влияет на исчисление сроков доставки, но не влечет за собой добор тарифа, не изменяет условия договора о его цене.
Из пункта 39.4 Правил выдачи грузов, утвержденных приказом МПС от 18.06.2003 N 29, следует, что по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется: для вагонов, прибывших по основной накладной, - от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения; для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика, - отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения. В случае если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
С учетом пункта 39.4 названных Правил, кратчайшее расстояние в рассматриваемом деле состоит из трех отрезков: от станции отправления до отцепки, от станции отцепки до станции ремонта, от станции ремонта до станции назначения.
При этом, в тех случаях, когда фактическое расстояние перевозки в связи с заходом вагонов в ремонт не изменилось, оснований для добора провозной платы у ответчика не имелось.
В соответствии с Тарифной схемой N 8 Прейскуранта 10-01, на основании которой ОАО "РЖД" производился расчет провозной платы, размер провозной платы зависит от расстояния перевозки и веса груза. При этом расстояние определяется в пределах установленных промежутков, в рамках которых ставка тарифа не меняется. Дополнительное расстояние покрывается установленной Тарифной схемой N 8 Прейскуранта 10-01 дельтой, в пределах которой провозная плата не меняется вне зависимости от расстояния перевозки в пределах дельты.
Поскольку фактическое расстояние перевозки в связи с заходом вагонов в ремонт не изменялось либо изменялось в пределах оплаченного расстояния, которое покрывалось установленной Тарифной схемой N 8 Прейскуранта 10-01 дельтой, основания для добора провозной платы у ответчика отсутствовали.
Расчет платы за пробег груженных вагонов, отцепленных в пути следования от групповой отправки для проведения текущего отцепочного ремонта, и прибывших в первоначальный пункт назначения по досылочной дорожной ведомости, должен рассчитываться по виду основной отправки (групповая), поскольку условия договора перевозки, за исключением расстояния перевозки, не изменяются (письмо ФТС России от 27.01.2012).
Вместе с тем ответчик допустил нарушения при расчете ломанного тарифа за пробег вагонов, отцепленных от групповой/маршрутной отправки в ремонт, по причине технической неисправности, обнаруженной в пути следования.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что обстоятельства, влекущие необходимость пересчета стоимости спорной перевозки отсутствовали, оснований для получения денежных средств в больших размерах, чем установлены действующими нормативными актами, у ответчика не имелось, денежные средства с лицевого счета истца списаны необоснованно и добор тарифа произведен ответчиком необоснованно, в связи с чем взыскали с ответчика неосновательное обогащение в сумме 620 534 рублей 88 копеек и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 50 211 рублей 74 копейки.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.06.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 по делу N А43-4609/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению заявителя, суды не учли технологию перевозки отцепленных вагонов, а также необходимость применения поправочных коэффициентов, указанных в таблице 5 приложения 4 Прейскуранта N 10-01. Суды не применили статью 15 УЖТ Российской Федерации, определяющую взимание платы за перевозки за кратчайшее расстояние, в том числе, в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся. Предложенный истцом расчет провозной платы является необоснованным, поскольку противоречит пункту 39.4 Правил N 29, а также не учитывает того обстоятельства, что вагон не следовал транзитом от станции отправления до станции назначения, а следовал тремя разными поездными формированиями с отцепкой от основной отправки и заходом в ремонт. Вывод судов о покрытии какого-либо дополнительно пройденного вагонами расстояния дельтой тарифной схемы N 8 Прейскуранта 10-01 ошибочен. Списанная провозная плата не является неосновательным обогащением на стороне ОАО "РЖД".
...
В отношении перевозок железнодорожным транспортом, порядок установления платы за перевозку определен Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" (далее - Закон о железнодорожном транспорте).
...
Тарифы на перевозку грузов установлены прейскурантом 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5. Из пункта 2.1 которого следует, что плата за перевозки взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 марта 2019 г. N Ф01-7228/18 по делу N А43-4609/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6681/18
01.03.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7228/18
22.10.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6681/18
14.06.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-4609/18