Нижний Новгород |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А79-7288/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Булыгина А.Н. (доверенность от 01.11.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью микрофинансовая компания "ЭкспрессДеньги"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2018,
принятое судьей Павловой О.Л., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А79-7288/2018
по заявлению заместителя прокурора Ленинского района Чувашской Республики
о привлечении общества с ограниченной ответственностью микрофинансовая компания "ЭкспрессДеньги" (ИНН: 1215150103, ОГРН: 1101215004593)
к административной ответственности,
третье лицо - прокуратура Чувашской Республики,
и установил:
заместитель прокурора Ленинского района города Чебоксары (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью микрофинансовая компания "ЭкспрессДеньги" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.08.2018 Обществу назначено наказание в виде 250 000 рублей штрафа.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, судами допущено нарушение норм процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства; допущенное нарушение было устранено в кратчайшие сроки; в случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей ответственность несет должностное лицо; проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ); вина Общества не доказана; Общество не было уведомлено о рассмотрении административного дела.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру Ленинского района города Чебоксары 22.03.2018 поступила информация от муниципального бюджетного учреждения "Городская реклама" (далее - Учреждение) об установке и эксплуатации Обществом рекламной конструкции на фасаде дома N 2 по улице Николаева в городе Чебоксары без соответствующего разрешения.
В акте Учреждения от 21.03.2018 N 433 зафиксировано размещение рекламной конструкции: баннерного полотна на металлическом каркасе на крыльце лестницы с информацией: "Моментальные займы. ЭкспрессДеньги. Деньги в долг без переплат! Только паспорт".
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.37 КоАП РФ, прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.05.2018 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.1, 2.9, 3.1, 4.1, 4.2, 14.37 КоАП РФ, статьями 3, 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, поэтому удовлетворил заявленное требование и привлек нарушителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 указанного закона распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу части 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются (часть 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
В статье 14.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ.
Суды установили, что Общество на фасаде дома N 2 по улице Николаева в городе Чебоксары установило и эксплуатировало рекламную конструкцию (баннерное полотно на металлическом каркасе на крыльце лестницы), на которой размещена информация следующего содержания: "Моментальные займы. ЭкспрессДеньги. Деньги в долг без переплат! Только паспорт".
Суды пришли к выводу, что размещенная на рекламной конструкции информация отвечает всем признакам рекламы, поскольку данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к деятельности Общества, формирование и поддержание интереса к нему. Следовательно, установка такой рекламной конструкции возможна только на основании разрешения органа местного самоуправления.
В рассматриваемом случае Общество размещало спорную рекламную конструкцию без соответствующего разрешения, что является нарушением, влекущим административную ответственность по статье 14.37 КоАП РФ.
Лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 КоАП РФ.
Последующее устранение Обществом допущенного нарушения не является основанием для его освобождения от административной ответственности.
Довод Общества о допущенных прокуратурой процессуальных нарушениях был предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонен. Суды установили, что законный представитель Общества извещался надлежащим образом о дате и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (листы дела 15-17). При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.05.2018 присутствовал представитель Общества Булыгин А.Н., которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, выдана копия постановления.
Суды установили, что в рассмотренном случае нарушение законодательства о рекламе выявлено сотрудником Учреждения не при проверке деятельности Общества, а при проведении общего мониторинга (обследования), без взаимодействия с Обществом. Следовательно, положения Федерального закона N 294-ФЗ об организации и проведении проверки в данном случае не применяются.
Согласно части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица.
При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что административный орган правомерно воспользовался правом подачи заявления о привлечении Общества к административной ответственности по месту совершения административного правонарушения в соответствии с требованиями, регламентированными статьей 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отметив, что с соответствующим ходатайством непосредственно в суд первой инстанции Общество не обращалось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена. Государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению от 12.12.2018 N 15614, подлежит возврату Обществу в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А79-7288/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью микрофинансовая компания "ЭкспрессДеньги" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью микрофинансовая компания "ЭкспрессДеньги" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 12.12.2018 N 15614.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что в рассмотренном случае нарушение законодательства о рекламе выявлено сотрудником Учреждения не при проверке деятельности Общества, а при проведении общего мониторинга (обследования), без взаимодействия с Обществом. Следовательно, положения Федерального закона N 294-ФЗ об организации и проведении проверки в данном случае не применяются.
Согласно части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица.
При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 марта 2019 г. N Ф01-244/19 по делу N А79-7288/2018