Нижний Новгород |
|
13 марта 2019 г. |
Дело N А43-22506/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Короткова Д.Ю. (в судебном заседании 26.02.2019, доверенность
от 01.01.2019 N 30), Марушиной Е.А. (в судебном заседании 26.02.2019, доверенность
от 02.02.2019 N 68),
от заинтересованного лица: Пака А.К. (доверенность от 16.07.2018 N МТ-11/2600),
от Нижегородской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных
объектах: Матвеева Е.А. (удостоверение),
от 194 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации:
Яковенко Д.С. (в судебном заседании 26.02.2019, удостоверение),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Нижегородский завод 70-летия Победы"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.09.2018,
принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-22506/2018
по заявлению акционерного общества "Нижегородский завод 70-летия Победы"
(ИНН: 5259113339, ОГРН: 1145259004296)
о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной
антимонопольной службы по Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Нижегородская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных
объектах, 194 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации,
и установил:
акционерное общество "Нижегородский завод 70-летия Победы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 15.05.2018 по делу N 777-ФАС52-11/18 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 700 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Нижегородская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (далее - Прокуратура), 194 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации (далее - Представительство).
Решением суда от 06.09.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения статьи 4.5 КоАП РФ. По мнению Общества, оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. Основания для отказа в удовлетворении заявления отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Управление в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобе.
Представители третьих лиц в судебном заседании возразили относительно позиции заявителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в судебном заседании объявлялся перерыв до 05.03.2018.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела, Прокуратура провела проверку соблюдения Обществом законодательства в сфере государственного оборонного заказа при изготовлении и поставки оборонной продукции по государственному оборонному заказу в рамках договора поставки от 25.08.2015 N 1416187310051020104007581/4917.
В ходе проверки установлено, что между Концерном и Обществом заключен договор от 21.08.2015 N 1 на изготовление и поставку изделий.
В рамках исполнения данного договора Общество заключило с Заводом договор от 25.08.2015 N 2 на поставку продукции, включающую в себя материалы, полуфабрикаты, детали и сборочные единицы, покупные комплектующие к изделиям.
В нарушение Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ), Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ), Стандарта организации. Система менеджмента качества. Входной контроль закупленной продукции. СТО 7.4.-04-2016 (далее - Стандарт организации) в производство были запущены закупленные детали и сборочные единицы, не прошедшие входной контроль.
По факту выявленных нарушений прокурор принял постановление от 20.04.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.49 КоАП РФ и направил материалы дела для рассмотрения в Управление.
Постановлением Управления от 15.05.2018 по делу N 777-ФАС52-11/18 Общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Законов N 275-ФЗ, 162-ФЗ, Положением об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 822 (далее - Положение N 822, действовавшим в спорный период), постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 N 1036 "Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1036), разъяснениями, содержащимися в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В частях 1, 2 статьи 2.2 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административно правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в сфере технического регулирования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении срок давности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (пункт 14 Постановления N 5).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В статье 14.49 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, поставщиком обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе государственными контрактами (договорами).
Согласно пунктам 1, 13 и 14 части 2 статьи 8 Закона N 275-ФЗ исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом; организует и проводит, предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных, образцов материалов и комплектующих изделий; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 15 статьи 2 Закона N 162-ФЗ документом по стандартизации является документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации; технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.
В части 2 статьи 5 Закона N 162-ФЗ предусмотрено, что применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Законом N 184-ФЗ.
В отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, в том числе установленные государственными контрактами (договорами) (часть 1 статьи 5 Закона N 184-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 6 Закон N 162-ФЗ порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 11 Положения N 822 стандартизация оборонной продукции осуществляется, в том числе в соответствии с принципом обязательности применения документов по стандартизации оборонной продукции и документов по стандартизации, содержащих требования к оборонной продукции, устанавливаемой государственными заказчиками оборонного заказа в соответствии с областью распространения и сферой действия таких документов.
В соответствии с пунктами 12 и 15 указанного положения в качестве документов по стандартизации могут применяться документы по стандартизации, используемые на территории Российской Федерации, решение о применении которых устанавливается государственным заказчиком (заказчиком) оборонного заказа или головным исполнителем (исполнителем) оборонного заказа по согласованию с государственным заказчиком (заказчиком) оборонного заказа.
Под обязательными требованиями понимаются обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные законодательством о техническом регулировании и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (Постановление Правительства Российской Федерации N 1036).
Суды установили, материалами дела подтверждено, что в Обществе утвержден и введен в действие Стандарт организации, разработанный в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании.
Стандарт организации является обязательным для применения и исполнения в отношении покупных комплектующих изделий, сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных изделий, а также изделий полученных в порядке кооперирования или на давальческой основе, поступающих от поставщиков для комплектации выпускаемой организацией продукции в процессе ее разработки, производства, эксплуатации и ремонта.
В соответствии с пунктами 4.1и 7.2 Стандарта организации с целью проверки качества, комплектности и предотвращения применения при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте изделий военной техники покупных изделий, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации, документов по стандартизации, распространяющихся на военную продукцию, и договоров (контрактов) на поставку, осуществляется входной контроль. Допуск покупных изделий в производство без отметки о проведении входного контроля запрещен.
Факт нарушения Обществом обязательных требований в отношении оборонной продукции судами установлен, материалами дела подтвержден и заявителем не оспаривается.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, не представлено.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.49 КоАП РФ.
Довод заявителя об истечении годичного срока давности привлечения к административной ответственности правомерно отклонен судами.
Из материалов дела следует, что нарушение Обществом обязательных требований в отношении оборонной продукции (использование в производстве деталей, не прошедших входной контроль) обнаружено 15.05.2017 при осуществлении Представительством летучего контроля.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с 16.05.2017 и истекает 15.05.2018. Оспариваемое постановление вынесено 15.05.2018, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Установленные судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций были предметом оценки судов и признаны судом округа не свидетельствующими о принятии незаконных судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.09.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 по делу N А43-22506/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Нижегородский завод 70-летия Победы" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 6 Закон N 162-ФЗ порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу устанавливается Правительством Российской Федерации.
...
Под обязательными требованиями понимаются обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные законодательством о техническом регулировании и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (Постановление Правительства Российской Федерации N 1036).
...
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, не представлено.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.49 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 марта 2019 г. N Ф01-49/19 по делу N А43-22506/2018