Нижний Новгород |
|
14 марта 2019 г. |
Дело N А43-14452/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2019.
Полный текст постановления изготовлен 14.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.,
при участии представителей
от гаражно-строительного кооператива N 4: Опарина С.С. (доверенность от 26.01.2018),
от администрации города Нижнего Новгорода:
Дмитриевской М.Н. (доверенность от 11.01.2019),
от Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области:
Бересневой И.В. (доверенность от 11.12.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.09.2018,
принятое судьей Соколовой Л.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.
по делу N А43-14452/2018
по заявлению гаражно-строительного кооператива N 4 (ИНН: 5259034461)
о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области,
и установил:
гаражно-строительный кооператив N 4 (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация, орган местного самоуправления), выразившегося в неисполнении постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от 26.08.2008 N 3981.
Требования основаны на статьях 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьях 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы незаконным бездействием органа местного самоуправления по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Суд первой инстанции по правилам статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 05.09.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018, удовлетворил заявление Кооператива.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Кассатор в жалобе настаивает на правомерности позиции, изложенной в письме от 01.02.2018 N 20-07/2-1315/18ис, которым Администрация в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода возвратила заявление Кооператива о предоставлении земельных участков в аренду в связи с отсутствием полномочий по распоряжению спорными земельными участками. По мнению Администрации, судами допущено неправильное толкование подпункта "а" пункта 2 части 5 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (в редакции Закона Нижегородской области от 26.12.2017 N 190-З). При буквальном толковании указанной нормы полномочиями по предоставлению земельных участков для размещения гаражных кооперативов наделено Правительство Нижегородской области. Суды не приняли во внимание письмо Министерства N 326-03-02, в котором указано на необходимость обращения к третьему лицу с соответствующим заявлением. Формирование и постановку на кадастровый учет спорных земельных участков Кооператив осуществил после перераспределения отдельных полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти, поэтому у Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода отсутствуют полномочия по исполнению постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от 26.08.2008 N 3981.
Представитель кассатора в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Кооператив и Министерство в лице уполномоченных представителей в письменных отзывах и устно в судебном заседании просили оставить в силе обжалованные судебные акты, отказать в удовлетворении жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установили суды, глава администрации города Нижнего Новгорода на основании статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 43 Устава город Нижнего Новгорода принял постановление от 26.08.2008 N 3981 "Об утверждении проектов границ и предоставлении Кооперативу в аренду земельных участков по проспекту Героев в Московском районе города Нижнего Новгорода", которым предусмотрено:
1. Утвердить проекты границ земельных участков (категории - земли населенных пунктов), занимаемых существующими гаражами для личных автомашин, по проспекту Героев в Московском районе города Нижнего Новгорода согласно чертежу департамента архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода N 8350-ЗУ:
1.1. Площадью 0,1445 гектара (участок N 1).
1.2. Площадью 0,0094 гектара (участок N 2).
2. Предложить Кооперативу обеспечить от имени администрации города Нижнего Новгорода постановку земельных участков на государственный кадастровый учет.
3. Предоставить Кооперативу в аренду на 49 лет земельные участки (категория - земли населенных пунктов), занимаемые существующими гаражами для личных автомашин, по проспекту Героев в Московском районе города Нижнего Новгорода в границах, определенных чертежом департамента архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода N 8350-ЗУ:
3.1. Площадью 0,1445 гектара (участок N 1).
3.2. Площадью 0,0094 гектара (участок N 2).
4. Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (Бочканова О.С.) в установленном законом порядке заключить с Кооперативом договоры аренды земельных участков, предусмотрев в них обязательства арендатора по благоустройству прилегающей территории и заключению договоров на вывоз бытовых отходов.
После формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Кооператив обратился в Администрацию с заявлением от 29.01.2018 о заключении договора аренды данных земельных участков на основании пункта 4 постановления главы администрации города Нижнего Новгорода N 3981 от 26.08.2008.
В установленный земельным законодательством тридцатидневный срок указанное заявление органом местного самоуправления не рассмотрено, решение о предоставлении земельных участков в аренду либо об отказе в предоставлении не принято.
Посчитав бездействие Администрации не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Кооператив обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации) предусмотрено при наличии оснований, перечисленных в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям (часть 2 статьи 39.6, пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установленная статьей 3 названного Закона дата не может рассматриваться, как срок, наступление которого влечет утрату права на переоформление. После 01.07.2012 лица, владеющие правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, по-прежнему вправе требовать переоформления такого права.
Кооператив инициировал процедуру переоформления права в 2008 году.
Материалы дела подтверждают, что основанием для обращения Кооператива в уполномоченный орган с целью реализации исключительного права на приобретение в аренду земельных участков является постановление от 26.08.2008 N 3981 "Об утверждении проектов границ и предоставлении Кооперативу в аренду земельных участков по проспекту Героев в Московском районе города Нижнего Новгорода" (далее - Постановление).
В пункте 4 Постановления предусмотрено заключение договора аренды земельных участков с Кооперативом после постановки участков на кадастровый учет.
Постановление незаконным не признано и сторонами не оспаривалось.
Спорные участки поставлены на кадастровый учет 27.03.2009.
Администрация полагает, что после вступления в законную силу закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" у неё отсутствуют полномочия по предоставлению гаражным кооперативам в аренду земельных участков. Администрация наделена лишь полномочиями по предоставлению участков гражданам под индивидуальными гаражами и гаражными кооперативами.
Суды истолковали положения подпункта "а" пункта 2 части 5 статьи 2 закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (в редакции закона Нижегородской области от 26.12.2017 N 190-З) и посчитали, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город Нижний Новгород, под гаражными кооперативами является орган местного самоуправления. Названная норма не ограничивает полномочия органа местного самоуправления в зависимости от субъекта, обратившегося с заявлением о предоставлении такого земельного участка.
При толковании правовой нормы суды обоснованно приняли во внимание не только буквальный смысл спорного законоположения, но и смысл, придаваемый ей официальным толкованием органами государственной власти субъекта.
Окружной суд не нашел оснований для иного толкования названной нормы регионального законодательства.
Администрация не оспорила, что Кооператив в соответствии с требованиями подпунктов 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации представил полный комплект документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов, соответственно, Администрация необоснованно уклонилась от подготовки и направления Обществу проекта договора аренды спорных земельных участков (статья 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, материалы дела подтверждают незаконность бездействия Администрации, нарушившего права заявителя на оформление землепользования, что послужило для судов основанием для удовлетворения требований Кооператива на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе письмо Министерства N 326-03-02, не подтверждают законность бездействия Администрации применительно к нормам действующего законодательства.
Иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, несогласие с выводами судебных инстанций не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Причин для отмены обжалованных судебных актов применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе, не найдено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя, но взысканию с него не подлежат в силу освобождения Администрации по правилам статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.09.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А43-14452/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 05.09.2018 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А43-14452/2018, введенное определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.02.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Администрация не оспорила, что Кооператив в соответствии с требованиями подпунктов 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации представил полный комплект документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов, соответственно, Администрация необоснованно уклонилась от подготовки и направления Обществу проекта договора аренды спорных земельных участков (статья 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 марта 2019 г. N Ф01-548/19 по делу N А43-14452/2018