Нижний Новгород |
|
14 марта 2019 г. |
Дело N А79-6128/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.08.2018,
принятое судьей Красновым А.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А79-6128/2018
по заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения
"Федеральный аграрный научный центр Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого"
в лице филиала - Чувашского научно-исследовательского института сельского хозяйства (ИНН: 4346008410, ОГРН: 1034316511437)
о признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства
Чувашской Республики от 28.03.2018 N 05/24-2043,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство финансов Чувашской Республики,
и установил:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный аграрный научной центр Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого" в лице филиала - Чувашского научно-исследовательского института сельского хозяйства (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) от 28.03.2018 N 05/24-2043 об отказе в предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.08.2018 заявленное Учреждением требование удовлетворено. Суд обязал Министерство рассмотреть заявление Учреждения о предоставлении в 2018 году субсидий.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Учреждением требования.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Министерства, Учреждение является государственным учреждением и в силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может претендовать на получение субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики. Предоставление субсидии Учреждению осуществляется на основании специальных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.03.2013 N 97 (далее - Правила N 97), не устанавливают порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям. С Министерства неправомерно взысканы расходы на уплату государственной пошлины.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. Министерство финансов Чувашской Республики отзыв не представило.
Учреждение в отзыве указало на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Учреждение обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в 2018 году субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Министерство на основании служебной записки от 15.03.2018 рассмотрело вопрос обоснованности предоставления в 2018 году субсидии Учреждению на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства и отказало в предоставлении субсидии (письмо от 28.03.2018 N 05/24-2043), сославшись на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой не предусмотрено предоставление субсидий государственным учреждениям.
Учреждение посчитало решение об отказе в предоставлении субсидии незаконным и нарушающим его права и законные интересы и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Правилами N 97, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ в предоставлении Учреждению субсидии по основанию, приведенному в письме от 28.03.2018 N 05/24-2043, является незаконным, и с целью восстановления законности обязал Министерство рассмотреть заявление Учреждения о предоставлении субсидии.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем возможность предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями предусмотрена положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.03.2013 N 97.
На основании пункта 1.2 Правил N 97 субсидии предоставляются из республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели.
В соответствии с законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на текущий финансовый год и плановый период главным распорядителем средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемых на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы, льна-долгунца, технической конопли и овощей открытого грунта, является Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (пункт 2.1 Правил N 97).
Субсидии предоставляются в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, и государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 декабря 2012 г. N 567 (далее - Государственная программа), предусматривающих оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в форме предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющим (планирующим) посевы сельскохозяйственных культур на территории Чувашской Республики (пункт 2.2 Правил N 97).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Учреждение является бюджетным учреждением и соответствует статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, поскольку осуществляет производство продукции растениеводства на посевных площадях, расположенных на территории Чувашской Республики, с долей выручки в общем объеме выручки 97 процентов.
Правила N 97 предусматривают предоставление субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства и не содержат каких-либо ограничений на получение субсидий государственными бюджетными учреждениями.
Министерство не указывало на наличие каких-либо иных оснований для отказа в предоставление субсидии.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что предоставление государственному учреждению субсидии на основании Порядка N 97 не противоречит положениям статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и обоснованно признали выраженный в письме от 28.03.2018 N 05/24-2043 отказ Министерства в предоставлении субсидии незаконным и нарушающим права и законные интересы Учреждения.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании с него государственной пошлины признан судом округа несостоятельным, поскольку суд первой инстанции взыскал с Министерства в пользу Учреждения судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы Министерства отклоняются как основанные на неверном толковании приведенных норм.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.08.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 по делу N А79-6128/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
...
Министерство не указывало на наличие каких-либо иных оснований для отказа в предоставление субсидии.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что предоставление государственному учреждению субсидии на основании Порядка N 97 не противоречит положениям статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и обоснованно признали выраженный в письме от 28.03.2018 N 05/24-2043 отказ Министерства в предоставлении субсидии незаконным и нарушающим права и законные интересы Учреждения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 марта 2019 г. N Ф01-551/19 по делу N А79-6128/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5252/19
11.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9655/18
14.03.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-551/19
11.12.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9655/18
20.08.2018 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-6128/18