Нижний Новгород |
|
15 марта 2019 г. |
Дело N А79-14825/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Карымова П.А. (доверенность от 24.12.2018),
Тихомировой Т.Р. (доверенность от 24.12.2018),
от заинтересованных лиц: Дельмана А.О. (удостоверение),
от Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики:
Лукиной Т.Л. (доверенность от 13.03.2019), Марковой Е.В. (доверенность от 01.11.2018),
от Министерства финансов Чувашской Республики:
Ивановой Л.Г. (доверенность от 15.01.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.07.2018,
принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А79-14825/2017
по заявлению администрации города Чебоксары
о признании незаконным представления прокуратуры Чувашской Республики,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики,
Министерство финансов Чувашской Республики, муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 131",
и установил:
администрация города Чебоксары (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным представления прокуратуры Чувашской Республики (далее - Прокуратура) от 02.11.2017 N 73-13-2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Минюст), Министерство финансов Чувашской Республики (далее - Минфин) и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 131" (далее - Учреждение).
Решением суда от 11.07.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), нормы Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1), Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. Администрация указывает, что сделка по изъятию из оперативного управления Учреждения в муниципальную казну города Чебоксары объектов недвижимости совершена на основании заявления Учреждения. Изъятие имущества и последующее его закрепление на праве безвозмездного пользования не привело к невозможности владения и пользования Учреждением имуществом. Требование оспариваемого представления является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Администрации, а также Учреждения, которое самостоятельно приняло решение об изменении способа владения и пользования предоставленным недвижимым имуществом. При вынесении представления Прокуратура вышла за пределы предоставленных полномочий.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Представитель Прокуратуры отклонил доводы заявителя жалобы.
Минфин в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Представители Минюста в судебном заседании возразили против позиции заявителя.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Прокуратура в ходе проверки выявила факты нарушения Администрацией требований законодательства при изъятии объектов недвижимого имущества из оперативного управления Учреждения в муниципальную казну.
Установлено, что Учреждению на праве оперативного управления принадлежали объекты недвижимого имущества: здание д/с 131 общей площадью 1059,5 квадратного метра, инвентарный N 4706, литера А, кадастровый (условный) номер 21-21-01/160/2006-086 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2011 N 21АД533465); прачечная д/с 131 общей площадью 59,3 квадратного метра, инвентарный N 4706, литера Б, кадастровый (условный) номер 21-2101/160/2006-087 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2011 N 21АД533464); сооружение общей площадью 67,6 квадратного метра, кадастровый (условный) номер 21:01:030504:620 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.03.2015, запись регистрации N 21-21/001-21/031/002/2015-2125/1); сооружение общей площадью 46,8 квадратного метра, кадастровый (условный номер) 21:01:030504:623 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.03.2015, запись регистрации N 21-21/001-21/031/002/20152128/1); сооружение общей площадью 91,3 квадратного метра, кадастровый (условный номер) 21:01:030504:622 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.03.2015, запись регистрации N 21-21/001-21/031/002/2015-2127/1); сооружение общей площадью 49,5 квадратного метра, кадастровый (условный номер) 21:01:030504:621 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.03.2015 N 21-21/001-21/031/002/2015-2126/1).
Право Учреждения на данные объекты недвижимого имущества зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике на основании договора от 15.09.2006 N 78/06 о пользовании муниципальным имуществом города Чебоксары на праве оперативного управления и соглашения от 17.02.2015 N 1 к договору от 15.09.2006 N 78/06.
Администрация на основании обращения Учреждения от 12.04.2016 N 11 приняла постановление от 27.05.2016 N 1341, в соответствии с которым из оперативного управления Учреждения изъяты указанные объекты недвижимости в состав имущества муниципальной казны города Чебоксары. Одновременно из состава имущества муниципальной казны города Чебоксары в безвозмездное пользование Учреждения переданы на десять лет объекты недвижимости, расположенные по адресу: город Чебоксары улица Ашмарина, дом 25, корпус 1, а именно: здание детского сада N 131 (литера А) площадью 1059,5 квадратного метра, склад детского сада N 131 (литеры В, В1) площадью 59,5 квадратного метра, прачечная детского сада N 131 (литера Б) площадью 59,3 квадратного метра, сооружение площадью 91,3 квадратного метра, сооружение площадью 67,6 квадратного метра, сооружение площадью 49,5 квадратного метра, сооружение площадью 46,8 квадратного метра.
Прокуратура вынесла в отношении Администрации представление от 02.11.2017 N 73-13-2017 об устранении нарушений при изъятии объектов недвижимого имущества из оперативного управления Учреждения на основании постановления Администрации от 27.05.2016 N 1341.
Согласно представлению Администрации необходимо рассмотреть указанное представление с участием представителя Прокуратуры, принять меры по закреплению объектов недвижимого имущества, используемых в соответствии с уставной деятельностью, за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников Администрации, допустивших указанные нарушения при распоряжении муниципальным имуществом.
Администрация оспорила представление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Законов N 2202-1, N 7-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого представления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона N 2202-1).
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 2202-1 предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В пункте 3 статьи 22 Закона N 2202-1 закреплено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона N 2202-1).
Согласно статье 123.21 Кодекса учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 123.22 Кодекса государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (пункт 5 статьи 123.22 Кодекса).
В силу части 1 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (часть 2 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В части 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Кодексом. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
На основании статьи 296 Кодекса учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по программе дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых на основании лицензии от 18.10.2011, регистрационный номер 598.
Согласно пункту 8.1 раздела VIII Устава Учреждения имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является муниципальное образование город Чебоксары - столица Чувашской Республики, что соответствует требованиям части 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ.
В пункте 8.7 Устава определено, что Учреждение использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенные ему учредителем, исключительно для осуществления целей и видов деятельности, закрепленных в Уставе.
На основании постановления Администрации от 27.05.2016 N 1341 ранее закрепленные за Учреждением объекты недвижимого имущества (здание детского сада, здание склада, здание прачечной и четыре сооружения) изъяты из оперативного управления Учреждения и одновременно переданы ему на основании договора безвозмездного пользования имуществом сроком на десять лет.
Однако в силу прямого указания закона (статья 296 Кодекса) собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В постановлении Администрации от 27.05.2016 N 1341 не приведены основания для изъятия объектов недвижимого имущества у Учреждения и прекращения права оперативного управления на эти объекты.
Доказательств того, что спорные объекты недвижимого имущества являются излишними для Учреждения, не используются им или используются не по назначению, в материалах дела не имеется. Не указаны такие основания и в письме Учреждения от 12.04.2016 N 11 об изъятии из оперативного управления объектов недвижимого имущества.
В рассматриваемом случае Прокуратурой выявлены нарушение в сфере управления муниципальной собственностью, поэтому довод заявителя о вмешательстве прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность Администрации и Учреждения несостоятелен.
Прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий по проверке обращения Минюста от 28.07.2017 N 08/07-11559.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое представление вынесено в рамках полномочий по осуществлению надзора за исполнением закона, не противоречит требованиям действующего законодательства, и правомерно отказали заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.07.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А79-14825/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8.1 раздела VIII Устава Учреждения имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является муниципальное образование город Чебоксары - столица Чувашской Республики, что соответствует требованиям части 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ.
...
На основании постановления Администрации от 27.05.2016 N 1341 ранее закрепленные за Учреждением объекты недвижимого имущества (здание детского сада, здание склада, здание прачечной и четыре сооружения) изъяты из оперативного управления Учреждения и одновременно переданы ему на основании договора безвозмездного пользования имуществом сроком на десять лет.
Однако в силу прямого указания закона (статья 296 Кодекса) собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 марта 2019 г. N Ф01-322/19 по делу N А79-14825/2017