Нижний Новгород |
|
19 марта 2019 г. |
Дело N А82-15872/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.08.2018, принятое судьей Захаровой М.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018, принятое судьями Горевым Л.Н., Савельевым А.Б., Тетерваком А.В., по делу N А82-15872/2017
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания центра" - филиал "Ярэнерго" (ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498)
к мэрии города Ярославля (ИНН: 7601001234, ОГРН: 1027600683824),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях,
об обязании принять в муниципальную собственность объекты
и по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - филиал "Ярэнерго"
к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН: 7601000992, ОГРН: 1027600684100), Правительство Ярославской области (ИНН: 7604003720, ОГРН: 1027600684308),
о признании договора расторгнутым и об обязании принять имущество по акту приема-передачи
и установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - филиал "Ярэнерго" (далее - ПАО "МРСК Центра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к мэрии города Ярославля об обязании принять в муниципальную собственность объекты инженерной инфраструктуры, поименованные в иске, к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - МТУ Росимущества, Управление) о признании договора N 149 безвозмездного пользования государственным имуществом от 21.09.2001 расторгнутым с 12.12.2017 и об обязании Департамента и МТУ Росимущества принять у ПАО "МРСК Центра" по акту приема-передачи объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансе истца.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 18.08.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018, признал договор безвозмездного пользования государственным имуществом от 21.09.2001 N 149 расторгнутым с 12.12.2017, обязал МТУ Росимущества принять по акту приема-передачи имущество, указанное в перечне государственного имущества, передаваемого в безвозмездное пользование (приложение 3 к договору от 21.09.2001 N 149); оставил требования к мэрии города Ярославля и Департаменту без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие нарушения норм материального права.
По мнению заявителя, поскольку объекты инженерных коммуникаций не были включены в уставный капитал после проведения мероприятий по приватизации, они подлежали принятию в муниципальную собственность непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Учет данных объектов в реестре федерального имущества в составе имущества государственной казны Российской Федерации не приведет к эффективному и незамедлительному решению вопроса по его поддержанию в рабочем состоянии, содержанию, обслуживанию, в связи с отсутствием у МТУ Росимущества полномочий и финансирования на указанные цели, а также отсутствием на территории Ярославской области специализированных федеральных учреждений и предприятий, за которыми возможно было бы закрепление указанных объектов на соответствующем вещном праве для реализации названных целей. Договор безвозмездного пользования государственным имуществом от 21.09.2001 N 149 не может быть расторгнут, поскольку у органов местного самоуправления имеется обязанность по принятию спорных объектов.
Представители ПАО "МРСК Центра" и Департамента в отзывах на кассационную жалобу не согласились с доводами заявителя и просили оставить решение и постановление без изменения.
Суд округа удовлетворил ходатайства ПАО "МРСК Центра" и Департамента о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства мэрия города Ярославля, МТУ Росимущества, Комитет и Правительство Ярославской области не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, в 1992 - 1993 годах в результате приватизации Ярославского производственного объединения энергетики и электрификации "Ярэнерго" Министерства топлива и энергетики Российской Федерации образовано акционерное общество "Ярэнерго".
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "О использовании объектов социально-бытового назначения приватизируемых предприятий" спорные объекты согласно плану приватизации не были включены в уставный капитал ОАО "Ярэнерго".
Департамент по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области 17.05.2000 выдал Ярославскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Ярэнерго" свидетельство о внесении в реестр федерального имущества акций акционерного общества и федерального имущества, не вошедшего в уставный капитал акционерного общества (реестровый N 07600489).
Департамент по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области и ОАО "Ярэнерго" заключили договор безвозмездного пользования государственным имуществом от 21.09.2001 N 149, в соответствии с которым имущество, не вошедшее в уставный капитал акционерного общества, в том числе спорные объекты, были переданы ДУГИ в безвозмездное пользование ОАО "Ярэнерго".
В соответствии с разделом 4 договора действие договора прекращается по соглашению сторон, если ссудополучатель не исполняет обязательств по договору, умышленно ухудшает техническое состояние имущества. Как в случае досрочного расторжения настоящего договора, так и в случае истечения его действия заинтересованная сторона должна за один месяц известить другую сторону о предстоящем расторжении договора.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 03.02.2005 N 308 спорные объекты, находящиеся в пользовании Ярославского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ярэнерго" и являющиеся имуществом казны Российской Федерации (дата внесения в реестр 17.05.2000) на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются федеральной собственностью и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" включены в реестр федерального имущества.
ОАО "Ярэнерго" 31.03.2008 прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к открытому акционерному обществу "МРСК Центра" (в настоящее время - ПАО "МРСК Центра").
ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Ярэнерго" 10.11.2017 направило Департаменту и МТУ Росимущества уведомления об отказе от договора безвозмездного пользования государственным имуществом от 21.09.2001 N 149 с предложением подписать акт приема-передачи имущества.
Департамент и МТУ Росимущества отказались от принятия спорного имущества, указав, что оно в реестре федерального имущества и имущества, находящегося в собственности Ярославской области, не значится.
В 2014 - 2016 годах, рассмотрев обращение истца, мэрия города Ярославля сообщила, что принятие в муниципальную собственность города Ярославля тепловых сетей, находящихся на балансе филиала, будет возможным после устранения замечаний и представления согласования эксплуатирующей организации МУП "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля.
Поскольку в добровольном порядке решить вопрос о передаче имущества в муниципальную собственность не удалось, а Департамент и МТУ Росимущества отказались от принятия имущества по договору от 21.09.2001 N 149, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исками.
Из пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения (пункт 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что уведомлением от 10.11.2017 истец (ссудополучатель) известил Департамент и МТУ Росимущества об отказе от договора от 21.09.2001 N 149 и о необходимости принятия объекта по акту приема-передачи. Следовательно, суды обоснованно сочли, что спорный договор от 21.09.2001 N 149 является расторгнутым с 12.12.2017, а у ссудодателя возникла обязанность по принятию имущества.
Приняв во внимание, что в период 1997 - 2003 годов Департамент по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области, являющийся ссудодателем по договору от 21.09.2001 N 149, на основании Положения о департаменте, утвержденного постановлением губернатора Ярославской области от 13.03.2017 N 135, был наделен Госимуществом России правами и полномочиями территориального агентства ГКИ Российской Федерации по вопросам распоряжения и управления федеральной собственностью, находящейся на территории Ярославской области; при этом приказом Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 05.11.2003 N 494 образовано Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ярославской области, к компетенции которого отнесено управление и распоряжение федеральным имуществом, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, учитывая, что спорное имущество является федеральной собственность, полномочия собственника которого на территории Ярославской области осуществляет МТУ Росимущества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорное имущество подлежит принятию по акту приема-передачи МТУ Росимущества.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.08.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 по делу N А82-15872/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание, что в период 1997 - 2003 годов Департамент по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области, являющийся ссудодателем по договору от 21.09.2001 N 149, на основании Положения о департаменте, утвержденного постановлением губернатора Ярославской области от 13.03.2017 N 135, был наделен Госимуществом России правами и полномочиями территориального агентства ГКИ Российской Федерации по вопросам распоряжения и управления федеральной собственностью, находящейся на территории Ярославской области; при этом приказом Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 05.11.2003 N 494 образовано Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ярославской области, к компетенции которого отнесено управление и распоряжение федеральным имуществом, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, учитывая, что спорное имущество является федеральной собственность, полномочия собственника которого на территории Ярославской области осуществляет МТУ Росимущества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорное имущество подлежит принятию по акту приема-передачи МТУ Росимущества."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 марта 2019 г. N Ф01-435/19 по делу N А82-15872/2017
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8861/20
02.12.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9687/19
06.09.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-15872/17
19.03.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-435/19
21.11.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8274/18
18.08.2018 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-15872/17
28.04.2018 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-400/18