Нижний Новгород |
|
22 марта 2019 г. |
Дело N А82-7771/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.09.2018,
принятое судьей Ловыгиной Н.Л., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В.,
по делу N А82-7771/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Носова Андрея Викторовича
(ИНН: 760300138913, ОГРНИП: 304760319400096)
о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области в предоставлении лицензии
и установил:
индивидуальный предприниматель Носов Андрей Викторович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - Управление) в предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не в медицинской деятельности), выраженного в письме от 09.02.2018 N ТР-905-18.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.09.2018 заявленное требование удовлетворено: отказ Управления в предоставлении лицензии признан незаконным; суд обязал Управление рассмотреть вопрос о предоставлении Предпринимателю лицензии.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили статью 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 (далее - Положение N 278).
По мнению заявителя, указанными правовыми актами установлен нормативный запрет на предоставление лицензии индивидуальным предпринимателям на осуществление указанного вида деятельности. Подробно позиция Управления изложена в кассационной жалобе.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу в окружной суд не представил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили; на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, и это не противоречит материалам дела, 21.09.2011 Предпринимателю предоставлена лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) N 76.01.10.002.Л.000025.09.11 сроком действия до 21.09.2016; место осуществления лицензируемого вида деятельности: 150000, город Ярославль, улица Советская, дом 11/9.
Предприниматель 22.01.2018, в связи с истечением срока действия упомянутой лицензии, обратился в Управление с заявлением о ее переоформлении.
В письме от 09.02.2018 N ТР-905-18 Управление отказало в переоформлении лицензии, указав на то, что такая лицензия выдается только юридическим лицам.
Предприниматель, посчитав, что данный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3 и 12 Закона N 99-ФЗ, статьей 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Закон N 3-ФЗ), определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.1999 N 177-О, от 06.03.2003 N 107-О и от 03.07.2007 N 633-О-П, Положением N 278, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о том, что непредоставление Предпринимателю лицензии является неправомерным.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения, данные в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 6/8), согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В соответствии со статьей 200 (часть 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления N 6/8).
В статье 10 Закона N 3-ФЗ определено, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования (пункт 1); лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Законом N 99-ФЗ (часть 1 статьи 1).
Согласно статье 12 Закона N 99-ФЗ деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию в соответствии с названным законом.
На основании части 4 статьи 22 Закона N 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу этого закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 названного закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
Порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), осуществляемой юридическими лицами на территории Российской Федерации определяется Положением N 278 (пункт 1). Данным положением в качестве соискателя лицензии (пункт 5 статьи 3 Закона N 99-ФЗ) предусмотрены только юридические лица.
Между тем, ни Закон N 3-ФЗ, ни Закон N 99-ФЗ, либо иные законы не содержат такого ограничения на круг лиц, которым предоставлена возможность получения лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
При принятии обжалованных судебных актов, суды двух инстанций правомерно руководствовались подходом Конституционного Суда Российской Федерации, примененный им в определении от 03.07.2007 N 633-О-П, из которого следует, что ограничение по кругу лиц - соискателей лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), введенное Правительством Российской Федерации в соответствующем положении о лицензировании (постановление от 25.02.2004 N 107) по отношению к действовавшему ранее положению (постановление от 11.06.1996 N 688) создается препятствие в реализации права на предпринимательскую деятельность в данной области, гарантированного им статьей 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации, причем не в силу каких-либо конституционно значимых обстоятельств (например, если их деятельность не отвечает и не может по объективным причинам отвечать требованиям обеспечения безопасности), а только на том основании, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, чем искажаются цели и принципы лицензирования.
Конституционный Суд Российской Федерации заключил, что Правительство Российской Федерации не может самостоятельно, по своему усмотрению регулировать отношения, связанные с реализацией конституционных прав граждан, вводя дополнительные по сравнению с законом ограничения этих прав.
Аналогичная ситуация сложилась и в связи с принятием Положения N 278, которое сохранило ограничение по кругу лиц - соискателей лицензии.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П, в случае установления противоречия нормативного правового акта, подлежащего применению в деле иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд обязан вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
На основании вышеизложенного суды двух инстанций заключили, что индивидуальные предприниматели вправе быть соискателями лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Исследовав и оценив, в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что отказ Управления в переоформлении (предоставлении) лицензии Предпринимателя является неправомерным.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права и отклонены судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Согласно статье 201 (часть 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленное требование, признали отказ Управления незаконным и обязали заинтересованное лицо рассмотреть вопрос о предоставлении Предпринимателю лицензии.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны на основе всестороннего и полного исследования материалов дела и им не противоречат. Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы окружным судом не рассматривался, поскольку Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.09.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 по делу N А82-7771/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии обжалованных судебных актов, суды двух инстанций правомерно руководствовались подходом Конституционного Суда Российской Федерации, примененный им в определении от 03.07.2007 N 633-О-П, из которого следует, что ограничение по кругу лиц - соискателей лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), введенное Правительством Российской Федерации в соответствующем положении о лицензировании (постановление от 25.02.2004 N 107) по отношению к действовавшему ранее положению (постановление от 11.06.1996 N 688) создается препятствие в реализации права на предпринимательскую деятельность в данной области, гарантированного им статьей 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации, причем не в силу каких-либо конституционно значимых обстоятельств (например, если их деятельность не отвечает и не может по объективным причинам отвечать требованиям обеспечения безопасности), а только на том основании, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, чем искажаются цели и принципы лицензирования.
...
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П, в случае установления противоречия нормативного правового акта, подлежащего применению в деле иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд обязан вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2019 г. N Ф01-527/19 по делу N А82-7771/2018