Нижний Новгород |
|
25 марта 2019 г. |
Дело N А43-32044/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителей: Сиволдаева А.В. (паспорт), Саакяна Г.А. (паспорт),
Елисеевой М.Г. (доверенность от 13.06.2018),
Сиволдаева С.В. (доверенность от 19.03.2019),
от заинтересованного лица: Бекишевой Е.С. (доверенность от 25.12.2018 N 01-323/Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2018,
принятое судьей Вершининой Е.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018,
принятое судьями Белышковой М.Б., Кириловой Е.А., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-32044/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Саакяна Гриши Артемовича
(ОГРНИП: 304525726800070, ИНН: 525709721706),
индивидуального предпринимателя Сиволдаева Александра Владимировича
(ОГРНИП: 304525728100025, ИНН: 525703702560)
о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода и об обязании администрации города Нижнего Новгорода выдать свидетельство об осуществлении перевозок и новые карты маршрута
и установил:
индивидуальный предприниматель Саакян Гриша Артемович и индивидуальный предприниматель Сиволдаев Александр Владимирович (далее - Предприниматели) обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) и об обязании Администрации выдать свидетельство об осуществлении перевозок и новые карты маршрута.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 17.10.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018, удовлетворил требование Предпринимателей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы полагает ошибочным вывод судов о том, что Департамент является органом, уполномоченным на выдачу свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрута; указывает, что истребуемые Предпринимателями документы должны выдаваться и подписываться только Администрацией, Департамент вправе осуществлять лишь техническую выдачу указанных документов. По мнению Администрации, требование Предпринимателей в части срока действия требуемых документов не соответствует постановлению Администрации от 25.03.2016 N 706 "Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода" (далее - Постановление N 706). Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Индивидуальный предприниматель Саакян Гриша Артемович в отзыве и представители Предпринимателей в судебном заседании возразили относительно доводов Администрации, сославшись на законность обжалованных решения и постановления.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора от 24.05.2013 N 1, заключенного Администрацией и ИП Саакян Г.А. по результатам открытого конкурса, проведенного 29.04.2013, последнему поручено организовать перевозку пассажиров и багажа по маршруту N Т-40, сроком до 24.05.2018.
По согласованию с Администрацией ИП Саакян Г.А. и ИП Серов Александр Владимирович (в настоящее время - ИП Сиволдаев А.В.) в рамках совместной деятельности заключили договор о разделении прав на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту N Т-40 от 28.06.2014.
Администрацией соответствующие сведения о перевозчиках по спорному маршруту включены в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением Администрации от 05.02.2016 N 277, перевозчикам выданы соответствующие карты маршрута (совместно) на срок действия договора (до 24.05.2018).
ИП Саакян Г.А. и ИП Сиволдаев А.В. 18.05.2018 совместно подали в Департамент транспорта и связи администрации города Нижний Новгород (далее - Департамент) заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута сроком на 7 лет до истечения срока действия ранее выданных карт маршрута.
Однако свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-40 и новые карты маршрута N Т-40 сроком на 7 лет Администрация не выдала.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Предпринимателей в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации и об обязании ее выдать свидетельства об осуществлении перевозок и новые карты маршрута.
Руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91, Положением о Департаменте транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Администрации от 12.08.2008 N 3779 (далее - Положение о Департаменте), Арбитражный суд Нижегородской области признал бездействие Администрации незаконным и нарушающим права интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности и обязал ее устранить данное нарушение путем выдачи Предпринимателям в десятидневный срок свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-40 и новых карт маршрута N Т-40 сроком на 7 лет.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (закон, за исключением отдельных положений, вступил в силу 14.07.2015).
На основании пункта 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
Указанные в части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу (часть 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
Таким образом, письменное заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута в предусмотренном статьей 39 Закона N 220-ФЗ порядке подлежит направлению в орган местного самоуправления, наделенный муниципальным нормативным правовым актом полномочиями на осуществление функций по организации регулярных перевозок.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что заявление о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-40 и карт маршрута N Т-40 сроком на 7 лет до истечения срока действия ранее выданных карт маршрута на имя исполняющего обязанности директора Департамента подано Предпринимателями в соответствии с требованиями части 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ в уполномоченный орган местного самоуправления; обращения на имя главы города Нижнего Новгорода в рассматриваемом случае не требовалось ввиду предоставления Департаменту полномочий от имени Администрации выдавать и подписывать свидетельства и карты маршрута.
Суды установили, что на момент обращения в Департамент с заявлением от 18.05.2018 у ИП Саакяна Г.А. и ИП Сиволдаева А.В. имелись выданные ранее карты маршрута серии 022701 N 002516 и N 002517 сроком действия до 24.05.2018, Предприниматели представили договор простого товарищества от 01.05.2018, в связи с чем правомерно посчитали, что у заявителей имелись предусмотренные пунктом 1 части 4, частью 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ правовые основания для обращения в Департамент с письменным заявлением о выдаче спорных документов.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок по маршруту N Т-40 заявителям не выданы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Администрации противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы ИП Саакяна Г.А. и ИП Сиволдаева А.В. и правомерно удовлетворили требование Предпринимателей.
Довод заявителя жалобы о том, что Департамент не является органом, уполномоченным на выдачу свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрута, отклонен судом кассационной инстанции. Суд установил, что Администрация, являющаяся в силу статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок, в соответствии с Постановлением N 706 возложила на Департамент обязанности по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, а также на их подписание от своего имени.
Суд округа отклонил довод Администрации о том, что требование Предпринимателей в части срока действия требуемых документов не соответствует Постановлению N 706, поскольку пунктом 1.1 данного постановления на Департамент возложены полномочия по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Администрация освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Одновременно с кассационной жалобой Администрация заявила ходатайство о приостановлении исполнения решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций по данному делу.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.02.2019 по делу N А43-32044/2018 о приостановлении исполнения судебных актов утратило силу (часть 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А43-32044/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.02.2019 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2018 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А43-32044/2018 считать утратившим силу.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что Департамент не является органом, уполномоченным на выдачу свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрута, отклонен судом кассационной инстанции. Суд установил, что Администрация, являющаяся в силу статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок, в соответствии с Постановлением N 706 возложила на Департамент обязанности по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, а также на их подписание от своего имени.
Суд округа отклонил довод Администрации о том, что требование Предпринимателей в части срока действия требуемых документов не соответствует Постановлению N 706, поскольку пунктом 1.1 данного постановления на Департамент возложены полномочия по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 марта 2019 г. N Ф01-535/19 по делу N А43-32044/2018