Нижний Новгород |
|
29 марта 2019 г. |
Дело N А79-10724/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.,
при участии представителя
от ответчика: Михайловой Е.В. (доверенность от 17.08.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.08.2018,
принятое судьей Новожениной О.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018,
принятое судьями Наумовой Е.Н., Александровой О.Ю., Мальковой Д.Г.,
по делу N А79-10724/2017
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
(ИНН: 1326211305, ОГРН: 1091326001502)
к обществу с ограниченной ответственностью
"Ремонтное специализированное монтажное управление"
(ИНН: 5212511091, ОГРН: 1155228000102)
о понуждении к исполнению обязательства,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (ИНН: 2128056868, ОГРН: 1042128020637),
муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары" (ИНН: 2128020734, ОГРН: 1032128000860),
и установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтное специализированное монтажное управление" (далее - ООО "РСМУ", Общество) об обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения установить дизельную станцию мощностью 37,5 кВт в помещении N 8 (генераторная) и обеспечить наличие противогазов (800 штук), респираторов Р-2 (300 штук), аптечек индивидуальных (350 штук) и сумок санитарных (6 штук).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ГУ МЧС России по Чувашской Республике) и муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары" (далее - МКУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Чебоксары").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.08.2018 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 решение суда оставлено без изменения.
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, вывод судов о том, что из договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 28.01.2009 N 10 не следует, что убежище передано Обществу с дизельной электростанцией, является необоснованным. Из представленных в материалы дела инвентаризационной карточки защитного сооружения гражданской обороны от 14.05.2014 N 21/37, паспорта убежища от 02.04.1982, акта проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны от 04.05.2011 и технического паспорта убежища от 06.10.2008 следует, что убежище было оборудовано дизельной электростанцией. Назначение и специальный статус объекта предполагают наличие в нем оборудования, предназначенного для энергоснабжения объекта гражданской обороны в случае чрезвычайных ситуаций. Управление указывает, что в соответствии с пунктом 2 раздела 2 договора от 28.01.2009 N 10 ООО "РСМУ" обязалось накапливать, сохранять и по мере необходимости обновлять средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
ООО "РСМУ" в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
МКУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Чебоксары" в отзыве на кассационную жалобу указало на законность принятых судебных актов.
ГУ МЧС России по Чувашской Республике не представило отзыв на кассационную жалобу.
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области и ГУ МЧС России по Чувашской Республике заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
МКУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Чебоксары", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.02.2019.
Определением от 27.02.2019 на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Чижова И.В.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 27.03.2019.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" убежище гражданской обороны общей площадью 479,4 квадратного метра, расположенное по адресу: город Чебоксары, улица Пристанционная, дом 7, является собственностью Российской Федерации.
Согласно паспорту убежища данный объект введен в эксплуатацию в 1981 году; расположен по адресу: город Чебоксары, улица Привокзальная, дом 7; ранее принадлежал Республиканскому производственному объединению "Чувашремстрой"; оснащен дизельной электростанцией ДЭС 37,5 кВт; назначение объекта - склад для хранения противогазов.
Министерство имущественных отношений Чувашской Республики и закрытое акционерное общество "Ремонтное специализированное монтажное управление" (далее - ЗАО "РСМУ") заключили договор от 19.01.2004 N 1 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, по условиям которого ЗАО "РСМУ" приняло на ответственное хранение и в безвозмездное пользование средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество.
ЗАО "РСМУ" (предприятие-1), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике, ГУ МЧС России по Чувашской Республике и закрытое акционерное общество "Ремонтное специализированное монтажное управление" (правопредшественник ООО "РСМУ"; предприятие-2) заключили договор от 28.01.2009 N 10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, в соответствии с которым предприятие-1 передало, а предприятие-2 приняло на ответственное хранение и в безвозмездное пользование средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, расположенные по адресу: город Чебоксары, улица Пристанционная, дом 7. Имущество гражданской обороны - убежище; другое имущество гражданской обороны негосударственной собственности - противогаз, респираторы, аптечки индивидуальные, сумки санитарные, дозиметр, войсковые приборы химической разведки, газоанализатор, тягонапорометр, комплект ДП-64, психрометр.
В соответствии с разделом 2 договора предприятие-2 обязалось сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре; не допускать использование объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в настоящем договоре, в качестве залога, продавать или отчуждать их иным способом; не допускать передачу объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в настоящем договоре, в аренду либо с баланса на баланс в управление другим юридическим лицам без согласования с ГУ МЧС России по Чувашской Республике; выполнять меры по защите рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени, их жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение спасательных и других неотложных работ на предприятиях при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также принимать участие в их проведении на других объектах по распоряжению органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно разделу 3 договора ГУ МЧС России по Чувашской Республике обязалось оказывать методическую помощь в проведении соответствующих мероприятий гражданской обороны и помощь в приобретении имущества гражданской обороны, необходимой технической, проектной, нормативно-технической и другой документации.
В соответствии с планом-графиком проведения проверок на 2017 год Управление провело в отношении ООО "РСМУ" выездную проверку соблюдения установленных требований в области гражданской обороны (акт от 15.02.2017), в ходе которой, в частности, установило отсутствие противогазов ГП-5 (793 штук), респираторов Р-2 (300 штук), аптечек индивидуальных (350 штук), сумок санитарных (6 штук), дозиметра ДП-5, войскового прибора химической разведки (ВПХР) (2 штук), газоанализатора ГХП-100, тягонапорометра, комплекта ДП-64 и психрометра (2 штук).
В претензии от 31.07.2017 N 04-07/3505 Управление потребовало от Общества привести спорное убежище гражданской обороны в соответствие с техническим паспортом и обеспечить наличие противогазов ГП-5, респираторов Р-2, аптечек индивидуальных, сумок санитарных, дозиметра прибор ДП-5, войсковоого прибора химической разведки (ВПХР), газоанализатора ГХП-100, тягонапорометра, комплекта ДП-64 и психрометра.
ООО "РСМУ" данное требование не исполнило, в связи с этим МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 N 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне", от 03.10.1998 N 1149 "О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что требования Управления являются необоснованными, и отказал в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона N 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее - Положение N 804).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В пункте 10 Положения N 804 определены основные мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Деятельность организаций в военное время определяется в зависимости от того, продолжает ли она функционировать в военное время, включена ли в единую систему гражданской обороны на соответствующей территории с присвоением определенной категории и возложением специальных задач и полномочий в области гражданской обороны, участвует ли в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время, выдано ли ей мобилизационное задание.
В силу пункта 2 Порядка отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 N 1115, отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне.
Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определен Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 (далее - Положение N 379).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 379 запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
На основании пункта 6 Положения N 379 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации: определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; создают и содержат запасы; осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
В пункте 17 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543, установлено, что списание средств индивидуальной защиты осуществляется по решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций на основании результатов лабораторных испытаний (поверок), выданных лабораториями и другими уполномоченными организациями, в порядке, установленном приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе акт от 29.03.2016 N 4 о результатах лабораторных испытаний средств индивидуальной защиты гражданской обороны; акт от 02.06.2016 N 1 о списании имущества гражданской обороны негосударственной собственности ввиду утраты эксплуатационных свойств имущества, подписанный комиссией с участием представителя Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, приняв во внимание, что ООО "РСМУ" не имеет мобилизационного задания, не привлекается к выполнению мобилизационных работ, не использует и не накапливает средства индивидуальной защиты, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения и не относится к исполнительным органам государственной власти, а также органам местного самоуправления и организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, и к соответствующим объектам экономики, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требования Управления о возложении на Общество обязанности по обеспечению наличия противогазов (800 штук), респираторов Р-2 (300 штук), аптечек индивидуальных (350 штук) и сумок санитарных (6 штук).
Вывод судов материалам дела не противоречит и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды установили, что в обоснование требования о возложении на ООО "РСМУ" обязанности установить дизельную электростанцию мощностью 37,5 кВт в помещении N 8 (генераторная) Управление ссылается на паспорт убежища и инвентаризационную карточку защитного сооружения гражданской обороны от 14.05.2014 N 21/37.
Вместе с тем, исследовав представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды установили, что из договора от 28.01.2009 N 10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны и акта приема-передачи не следует, что Обществу было передано убежище с дизельной электростанцией. Кроме того, ответчик представил товарную накладную и счет-фактуру от 21.02.2011 N 95, подтверждающие приобретение дизельной электростанции 50 кВт на базе двигателя Д-60Р.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии основания для удовлетворения требования Управления в данной части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.08.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А79-10724/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определен Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 (далее - Положение N 379).
...
В пункте 17 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543, установлено, что списание средств индивидуальной защиты осуществляется по решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций на основании результатов лабораторных испытаний (поверок), выданных лабораториями и другими уполномоченными организациями, в порядке, установленном приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 марта 2019 г. N Ф01-6933/18 по делу N А79-10724/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7076/19
28.08.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7064/18
29.03.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6933/18
30.10.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7064/18
02.08.2018 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-10724/17