Нижний Новгород |
|
03 апреля 2019 г. |
Дело N А17-125/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Жегловой О.Н., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителя
от публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья":
Герман А.В. по доверенности от 25.05.2018,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца
публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018,
принятое судьями Барьяхтар И.Ю., Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
по делу N А17-125/2018 Арбитражного суда Ивановской области
по иску публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
(ОГРН: 1075260020043, ИНН: 5260200603)
к индивидуальному предпринимателю Золотареву Александру Павловичу -
главе крестьянского (фермерского) хозяйства
(ОГРН: 315370300000191, ИНН: 772881055883)
о взыскании убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент энергетики и тарифов Ивановской области
(ОГРН: 1033700052484, ИНН: 3729024414),
и установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Общество, сетевая организация) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Ивановской области к индивидуальному предпринимателю Золотареву Александру Павловичу - главе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Предприниматель, заявитель) о взыскании 97 727 рублей 68 копеек убытков, понесенных в связи с выполнением строительно-монтажных работ в рамках договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 08.04.2016 N 330.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент).
Суд первой инстанции решением от 14.06.2018 удовлетворил требования Общества.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.11.2018 отменил решение и отказал в удовлетворении иска. Суд, установив, что расходы сетевой организации ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованной величины, то есть не должны превышать стоимости услуг, рассчитанной с применением ставки тарифа, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика расходов, произведенных Обществом.
Суд руководствовался статьями 8, 12, 15, 393, 424, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 23.1 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктами 7, 16 и 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Не согласившись с постановлением от 26.11.2018, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение от 14.06.2018.
Податель кассационной жалобы указывает, что во исполнение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.04.2016 N 330 выполнил за свой счет работы, необходимые для осуществления технологического присоединения энергетических установок заявителя. Документы, подтверждающие несение названных расходов, представлены в материалы дела. Затраты по выполнению мероприятий произведены истцом за счет кредитных средств и не компенсируются за счет регулируемых долгосрочных тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Правомерность данной позиции подтверждается пунктами 4, 9, 10 и 11 Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 11.09.2014 N 215-э/2, и письмом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 11.05.2016 N СП/31150/16.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованного судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество (сетевая организация) и Предприниматель (заявитель) заключили договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.04.2016 N 330, по условиям которого сетевая организация обязалась осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя (овощехранилища), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство и реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт; категория надежности III (третья); класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,4 кВ; заявитель обязался оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.
В пункте 5 договора установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев со дня заключения договора.
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2015 N 62-э/1 "Об установлении стандартизированных тарифных ставок, формулы платы за технологическое присоединение и ставок за единицу максимальной мощности для применения при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Ивэнерго")" и составляет 550 рублей.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию - 28.04.2016; может быть расторгнут по требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (пункты 15 и 21 договора).
Для исполнения договора выданы технические условия от 08.04.2016 N 102-36/47/30, в которых предусмотрено, что сетевая организация должна осуществить строительство ВЛ 10 кВ от опоры В2 ВЛ 10 кВ N 115 ПС "Луговая" до вновь устанавливаемой КТП 10/0,4 кВ, реконструкцию существующей ВЛ 10кВ N 115 ПС "Луговая" в части установки линейного разъединителя для подключения строящейся ВЛ 10кВ согласно пункту 10.1 (подпункт 10.2), установку КТП 10/0,4кВ и строительство ВЛИ 0,4кВ от вновь устанавливаемой КТП 10/0,4кВ до границы земельного участка заявителя.
Предприниматель внес Обществу плату за технологическое присоединение в полном размере.
Истец произвел расходы, связанные с технологическим присоединением, в сумме 449 088 рублей 42 копеек.
Ответчик отказался от исполнения договора.
Отказ Предпринимателя от возмещения расходов послужил основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд округа принял постановление на основании следующего.
В силу статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, в том числе реальный ущерб и упущенную выгоду (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо доказать противоправность действий ответчика, факт несения убытков и их размер, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
В статье 26 Закона об электроэнергетике определено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Правила N 861 определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 и статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об оказании услуг по технологическому присоединению.
Согласно подпунктам "а" и "д" пункта 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению, а также о размере платы за технологическое присоединение, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Из пункта 17 Правил N 861 следует, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВт включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, цена (плата), уплачиваемая потребителями электрической энергии за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации, является регулируемой.
В силу пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, не учитываемые с 1 октября 2015 года в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Из пункта 87 Основ ценообразования следует, что расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей, расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, и расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно, не включаемые в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.
Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности, а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
При таких обстоятельствах по общему правилу расходы сетевой организации при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованной величины - платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 304-ЭС16-16246.
При этом с учетом положений законодательства, действующего в спорный период, расходы сетевой организации на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, не учитываемые в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что Предприниматель относится к льготной категории потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не более чем 150 кВт, в связи с этим пришел к выводу о том, что размер платы за технологическое присоединение для него не может составлять более 550 рублей.
Данный размер платы соответствует величине, установленной постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2015 N 62-э/1 "Об установлении стандартизированных тарифных ставок, формулы платы за технологическое присоединение и ставок за единицу максимальной мощности для применения при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Ивэнерго")", применение которой согласовано сторонами в пункте 10 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.04.2016 N 330. Материалами дела подтверждается, что ответчик в полном объеме внес плату по договору в указанном размере.
Истцом предъявлены к оплате расходы, понесенные им при исполнении договора по технологическому присоединению в сумме 97 727 рублей 68 копеек. Данные расходы превышают стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа - не более 550 рублей.
Таким образом, суд второй инстанций пришел к правильному выводу о недоказанности истцом совокупности элементов, необходимых для взыскания убытков.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и основаны на неправильном толковании норм материального права. В материалах дела отсутствуют достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие тот факт, что спорные расходы сетевой организации не были учтены при установлении платы за технологическое присоединение потребителей максимальной мощностью до 15 кВт или не были компенсированы при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Ссылка истца на Методические указания N 215-э/2 и письмо Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации не опровергает указанных выводов.
Суд округа не установил нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены оспоренного судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу N А17-125/2018 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, не учитываемые с 1 октября 2015 года в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 апреля 2019 г. N Ф01-943/19 по делу N А17-125/2018