Нижний Новгород |
|
03 апреля 2019 г. |
Дело N А29-16371/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.09.2018, принятое судьей Кокошиной Н.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018, принятое судьями Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А., по делу N А29-16371/2017
по иску некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ОГРН: 1141100000018, ИНН: 1101991230)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН: 1091103000010, ИНН: 1103043696),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута", администрация муниципального образования городского округа "Воркута",
о взыскании задолженности
и установил:
некоммерческая организация Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление) о взыскании 65 018 499 рублей 04 копеек задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.01.2015 по 30.09.2017, расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет), администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 13.09.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018, удовлетворил частично исковые требования: взыскал с МО ГО "Воркута" в лице Управления за счет средств казны муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу Фонда 64 621 555 рублей 79 копеек долга; отказал в остальной части исковых требований.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, представленные истцом расчеты задолженности не отвечают критериям относимости и допустимости доказательств, предусмотренных статьями 68 и 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя и просил оставить решение и постановление без изменения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства стороны не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, основанием для обращения Фонда в арбитражный суд послужило отсутствие в период с 01.01.2015 по 30.09.2017 со стороны собственника нежилых помещений - муниципального образования городской округ "Воркута" оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
На основании статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 153, 154 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, взнос на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу (часть 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Из части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации). От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно расчету истца за ответчиком числится задолженность по взносам на капитальный ремонт в отношении квартир, принадлежащих муниципальному образованию городского округа "Воркута", за период с 01.01.2015 по 30.09.2017 в общем размере 65 018 499 рублей 04 копеек. При этом истец признал, что им необоснованно начислено 396 943 рубля 25 копеек (с учетом корректировки дат перехода права собственности).
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведенный истцом расчет суммы долга ответчик не оспорил (контррасчет не представил).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив наличие у собственника обязанности по несению спорных расходов и, соответственно, права истца требовать взыскания долга в указанном размере, а также проверив произведенный истцом расчет долга, суд обоснованно взыскал заявленный размер задолженности (за исключением необоснованно предъявленной суммы).
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Определение кассационной инстанции от 01.03.2019 о приостановлении исполнения решения и постановления по настоящему делу следует считать утратившим силу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.09.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А29-16371/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Возобновить исполнение решения Арбитражного суда Республики Коми от 13.09.2018 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А29-16371/2017.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации). От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 апреля 2019 г. N Ф01-764/19 по делу N А29-16371/2017
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-764/19
26.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-16371/17
20.12.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8896/18
13.09.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-16371/17