Нижний Новгород |
|
04 апреля 2019 г. |
Дело N А82-14460/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Жегловой О.Н., Чиха А.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика
акционерного общества "Яргортеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2018,
принятое судьей Ландарь Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.,
по делу N А82-14460/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Дом сервис"
(ИНН: 7606045411, ОГРН: 1037600801633)
к акционерному обществу "Яргортеплоэнерго"
(ИНН: 7606047507, ОГРН: 1037600808046)
об обязании произвести перерасчет стоимости коммунального ресурса по договору
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом сервис" (далее Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Яргортеплоэнерго" (далее
Общество) об обязании произвести перерасчет стоимости поставленного ресурса по договору на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде от 01.12.2011 N 43/10 в отношении многоквартирных домов, расположенных в городе Ярославле по адресам: улица 1-я Приречная, дом 21, за период с 01.05.2016 по 31.08.2018, улица Звездная, дом 3 корпус 2, за период с 01.06.2016 по 31.08.2018, улица Звездная, дом 3 корпус 4, за период с 01.10.2015 по 31.08.2018, определенной исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, равного 0,06 Гкал.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 15.10.2018 удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.12.2018 оставил решение без изменения. При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 8, 309, 310 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 15.10.2018 и постановление от 28.12.2018 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, не может определяться исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, поскольку этот норматив не был установлен. Показатель 0,06 Гкал на нагрев одного кубического метра горячей воды, принятый судом для перерасчета размера платы за горячее водоснабжение, в установленном порядке, как норматив на подогрев воды, никем не утверждался, методика его расчета неизвестна. Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в письме от 27.01.2014 этот показатель рекомендовал к применению для определения стоимости горячей воды в случае отсутствия в доме прибора учета тепловой энергии и теплоносителя, а при его наличии, как указано в письме, размер платы за горячее водоснабжение определяется исходя из показаний приборов учета за расчетный период. Применение этого норматива обусловлено тем, что в 2014 году были установлены льготные тарифы на тепловую энергию, использованную на отопление, а тепловая энергия, используемая для подогрева воды, льготированию не подлежала.
Суд апелляционной инстанции необоснованно посчитал новым доказательством представленные ответчиком письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 13.11.2018 и от 21.12.2018, в связи с чем отказал в их принятии. По мнению заявителя, эти письма носят пояснительный характер и уточняют правовую позицию регулирующего органа, а также подтверждают обстоятельства, на которые ссылался ответчик, и опровергают обоснование истца в части правомерности использования количественного показателя подогрева горячей воды.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы; представителей в заседание суда округа не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество (теплоснабжающая организация) и Управляющая компания (потребитель) заключили договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде от 01.12.2011 N 43/10, по условиям которого теплоснабжающая организация отпускает тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде, а потребитель оплачивает потребленный ресурс.
Объектами поставки являются расположенные в городе Ярославле многоквартирные дома: 21 по улице 1-я Приречной, 3 корпуса 2 и 4 по улице Звездной, находящиеся под управлением истца.
Основанием для обращения Управляющей компании в арбитражный суд с требованием произвести перерасчет стоимости поставленного коммунального ресурса послужило наличие у сторон разногласий относительно порядка определения объема тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды в целях горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении истца.
Общество в расчете стоимости поставленного коммунального ресурса использовало показания общедомовых приборов учета, Управляющая компания - норматив расчета тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 547 данного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
При расчетах между сторонами настоящего спора используется двухкомпонентный тариф, утвержденный приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В разделе VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Данный вывод подтверждается сложившейся практикой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 и от 21.12.2017 N 306-ЭС17-15822).
Суды отметили, что отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды не должно приводить к нарушению прав управляющей организации, отвечающей перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенном с применением показателя количества тепловой энергии 0,06 Гкал/куб. м, которая необходима для приготовления одного кубического метра горячей воды.
Оснований для несогласия с указанными выводами у суда кассационной инстанции не имеется. Выводы судов согласуются с правовым подходом, изложенным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2018 N 301-ЭС18-326 и от 14.02.2019 N 301-ЭС18-25060.
Ссылка заявителя жалобы на неправомерный отказ апелляционного суда в принятии дополнительных документов не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов. В рассмотренном случае суд апелляционной инстанции действовал в пределах своей компетенции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды не допустили.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 по делу N А82-14460/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Яргортеплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В разделе VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 апреля 2019 г. N Ф01-835/19 по делу N А82-14460/2018