Нижний Новгород |
|
02 апреля 2019 г. |
Дело N А29-5938/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2019.
Полный текст постановления изготовлен 02.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.08.2018,
принятое судьей Маклаковой С.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018,
принятое судьями Тетерваком А.В., Малых Е.Г., Поляковой С.Г.,
по делу N А29-5938/2018
по иску отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Воркуте
(ИНН: 1103038287, ОГРН: 1021100810026)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486011, ОГРН: 1031100438335)
об обязании совершить определенные действия,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Коми,
и установил:
отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Воркуте (далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - Управление) об обязании в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять от Отдела в состав казны Российской Федерации следующее недвижимое имущество: здание площадью 4927,2 квадратного метра, расположенное по адресу: Республика Коми, город Воркута, поселок городского типа Воргашор, улица Ленинского Комсомола, дом 19 (кадастровый номер 11:16:1201003:1295) и земельный участок по тому же адресу площадью 4332 квадратных метра (кадастровый номер 11:16:1201003:29); здание площадью 861 квадратный метр, расположенное по адресу: Республика Коми, город Воркута, улица Возейская, дом 12 (кадастровый номер 11:16:1704003:78) и земельный участок по тому же адресу площадью 1954 квадратных метра (кадастровый номер 11:16:1704003:0062).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - Министерство) и Министерство внутренних дел по Республике Коми.
Исковое требование основано на статьях 214, 236, 296 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 45 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивировано правом истца на отказ от неиспользуемого имущества и обязанностью ответчика принять данное имущество в состав казны Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 29.08.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018, удовлетворил исковое требование по заявленным основаниям.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
Заявитель считает, что суды двух инстанций ошибочно усмотрели правовые основания для удовлетворения искового требования, поскольку Отдел без согласия Управления не вправе отказаться от права оперативного управления в отношении спорного имущества.
Отдел в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя, просил оставить принятые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Управления -без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу в окружной суд не представили.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание окружного суда не направили. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, спорное недвижимое имущество (здания и земельные участки) являются собственностью Российской Федерации. Здания закреплены за Отделом на праве оперативного управления (свидетельство от 31.07.2013 11АА N 987602, выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 07.04.2017), земельные участки предоставлены последнему на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство от 14.12.2012 11АА N 904568, выписки от 04.05.2017 и 22.05.2017).
По утверждению Отдела, указанные объекты использовались для размещения отдела полиции N 3 и центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, которые в настоящее время ликвидированы, в связи с чем им принято решение о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования данным имуществом.
В письмах от 01.07.2017 N 1/8193 и 1/8194, от 11.08.2017 N 1/9842 и 1/9843 Министерство согласовало действия Отдела по отказу от данных прав.
Отдел в письмах от 11.07.2017 N 9/3-1172, от 01.09.2017 N 13/7-647 и от 14.03.2018 N 9/3-373 обратился в Управление с просьбой принять упомянутое недвижимое имущество в казну Российской Федерации.
Управление в письме от 29.03.2018 N 01-13/946-03 отказало Отделу в принятии данного имущества в казну Российской Федерации и предложило ему принять решение о передаче этого имущества в аренду (безвозмездное пользование) в государственную собственность Республики Коми или муниципальную собственность.
Посчитав данный отказ неправомерным, Отдел обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 216 (абзац третий и пятый) Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В пункте 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 этого кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
На основании приведенных правовых норм, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В пункте 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2 и 4.1.9 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Управление самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Бездействие Управления, выразившееся в непринятии в казну Российской Федерации имущества, не используемого истцом, противоречит указанным полномочиям в сфере деятельности этого органа.
Установив наличие у истца правомочия на отказ от имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования, и передачу его ответчику, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа, суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя в своей совокупности основаны на неправильном понимании сути спорных правоотношений и правовых норм, подлежащих применению к ним, поэтому суд кассационной инстанции не принял их во внимание, как ошибочные.
Суд округа не принял во внимание ссылку заявителя на судебную практику в обоснование своей правовой позиции, поскольку указанные заявителем судебные акты приняты по спорам с иными фактическими обстоятельствами.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за подачу кассационной жалобы суд округа не рассматривал, поскольку Управление в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.08.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 по делу N А29-5938/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 этого кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
...
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 апреля 2019 г. N Ф01-877/19 по делу N А29-5938/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-877/19
29.11.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8668/18
28.11.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5938/18
29.08.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5938/18