Нижний Новгород |
|
10 апреля 2019 г. |
Дело N А29-7836/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.
при участии представителя
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Боженовой Е.Ч. (доверенность от 27.04.2018 N СЕВ НЮ-24/Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.07.2018, принятое судьей Тарасовым Д.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, принятое судьями Кормщиковой Н.А., Сандаловым В.Г., Шаклеиной Е.В., по делу N А29-7836/2016
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (ИНН: 1106027290, ОГРН: 1111106000268),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" (ИНН: 1102057865, ОГРН: 1081102000957),
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (далее - ООО "СГК") о взыскании 417 478 рублей 10 копеек платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования по договору от 04.09.2015 N 7-154.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" (далее - ООО "Лукойл-УНП").
Арбитражный суд Республики Коми решением от 31.07.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, удовлетворил исковые требования: взыскал с ООО "СГК" в пользу ОАО "РЖД" 417 478 рублей 10 копейки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в перевозочном процессе.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "СГК" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, поскольку памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов двухсторонни образом зафиксировали передачу вагонов на пути необщего пользования в то же время, которое указано в актах общей формы (за которое начислена плата), и, учитывая, что в силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и параграфа 9 договора от 04.09.2015 N 7-154 плата начисляется за нахождение вагонов только на путях общего пользования, то начисление платы за нахождение вагонов на путях необщего пользования недопустимо.
Заявитель ссылается на нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, при оформлении актов общей формы; на нахождение порожних вагонов на приемо-отправочных путях главного парка станции Ветласян в отсутствие производственной необходимости и без согласования между начальником станции Ветласян и ответчиком; на отсутствие вины в простое вагонов, в связи с тем, что данная задержка произошла по вине ООО "Лукойл-УНП", считает, что акты общей формы не содержат указания на подлинную причину задержки вагонов.
Представитель ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании не согласился с доводами заявителя и просил оставить жалобу без удовлетворения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства ответчик и третье лицо не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "СГК" (контрагент) подписали договор от 04.09.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "СГК", являющегося контрагентом ООО "Газпромтранс" по станции Ветласян Северной железной дороги N 7-154 в редакции протокола разногласий и протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015, предложенной ООО "СГК".
В соответствии с параграфом 1 производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего в маневровом районе N 1 к железнодорожному пути N 5 парка НПЗ станции Ветласян стрелочным переводом N 2, в маневровом районе N 2 к соединительному железнодорожному пути необщего пользования N 1 ООО "Газпромтранс" стрелочным переводом N 41. Границами железнодорожного пути необщего пользования являются: для маневрового района N 1 со стороны "Старого комплекса" - изостык сигнала М-2 парка НПЗ станции Ветласян, для маневрового района N 2 - передний стык рамного рельса и стык хвоста крестовины стрелочного перевода N 41 (параграф 1 договора).
Согласно параграфу 2 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 11720,5 метра, из них 4949 метра принадлежат "перевозчику", 1956 метра принадлежат обслуживаемым "контрагентом" предприятиям. 4815,5 метра принадлежат "контрагенту" на основании договора аренды недвижимого имущества N 183-06-2015 от 08.05.2015, заключенного между ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" и ООО "СГК".
В соответствии с параграфом 4 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "перевозчика" на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "контрагента". В случае производственной необходимости по согласованию с начальником станции Ветласян сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "перевозчика" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 главного парка станции Ветласян, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "контрагента".
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 главного парка станции Ветласян, дальнейшая их уборка производится локомотивом "перевозчика". В случае производственной необходимости, по согласованию с начальником станции Ветласян. возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян, дальнейшая их уборка производится локомотивом "перевозчика".
Сформированный "контрагентом" на "Новом наливном комплексе" отправительский маршрут, установленного веса и длины в соответствии с планом формирования, выставляется локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 7, 9 главного парка станции Ветласян (параграф 4 договора).
По параграфу 5 договора подача вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 главного парка станции Ветласян и возврат их с железнодорожного пути необщего пользования на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян производятся по уведомлению.
О предстоящей подаче вагонов "перевозчик" уведомляет "контрагента" не позднее, чем за два часа до предстоящей подачи.
Уведомление передается круглосуточно по телефону 77-17-40 с записью в книгу уведомлений.
О возврате вагонов с железнодорожного пути необщего пользования "контрагент" уведомляет "перевозчика" по телефону 77-17-65 с указанием номеров вагонов, груженый или порожний с последующим письменным подтверждением, предоставленным не позднее, чем через 2 часа с момента возврата вагонов на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян.
Подтверждением готовности к приему вагонов на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян является:
- предоставление "перевозчику" транспортной железнодорожной накладной на каждую отправку, согласованной "перевозчиком" и оформленной в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также других документов, предусмотренных нормативными правовыми актами;
- отсутствие коммерческих и технических неисправностей, повреждения груза и других причин задержки, не зависящих от "перевозчика" (параграф 5 договора).
Время нахождения вагонов на пути необщего пользования в соответствии с параграфом 8 договора исчисляется с момента передачи вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян до момента их возвращения и сдачи "перевозчику" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 главного парка станции Ветласян.
В случае задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи или приема на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян в связи с занятостью приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян вагонами, не готовыми к подаче, по причинам, зависящим от "контрагента", ответственность за задержку несет "контрагент". По факту задержки вагонов "перевозчик" оформляет акт общей формы.
В случае, если "контрагент" отказывается от подачи вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян или приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян заняты вагонами предыдущей подачи, "перевозчиком" оформляется акт общей формы на задержку подачи вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожные пути необщего пользования по причинам, зависящим от "контрагента".
В случае обнаружения обстоятельств, свидетельствующих о неготовности вагонов к уборке на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян, по причинам, зависящим от "контрагента", "перевозчиком" оформляется акт общей формы на задержку вагонов на приемо-отправочных путях N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов, равный:
для наливных грузов - 7,1 часа;
для отправительского маршрута с дизтопливом - 11,9 часа, с мазутом - 10,95 часа;
для сухогрузов (строительных грузов, оборудования, техники, металлоконструкций и других прочих грузов, кроме наливных) - 3,47 часа (параграф 8 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015).
Плату за нахождение вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожных путях общего пользования, и задержку в пути следования, по причинам, зависящим от "контрагента", по ставкам, установленным Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127 - т/1 и зарегистрированным в Минюсте России 26.05.2015 N 37379 (пункт 9.2 параграфа 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015).
По пункту 14.5 договора контрагент обязан убрать вагоны с приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян не позднее 15 минут с момента готовности вагонов к сдаче (при этом 2 часа с момента уведомления о подаче вагонов истекло). В случае задержки уборки вагонов с приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян по причинам, зависящим от "контрагента", он уплачивает "перевозчику" плату, указанную в пункте 9.2 параграфа 9 договора.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в ноябре 2015 года в результате нахождения на приемо-отправочных путях станции Ветласян вагонов, не принадлежащих перевозчику, сверх времени, установленного пунктом 14.5 договора, по причине несвоевременной подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования локомотивом контрагента, были составлены акты общей формы на начало и окончание нахождения вагонов на приемо-отправочных путях станции Ветласян.
ООО "СГК" от подписания составленных актов общей формы отказалось.
По окончании нахождения вагонов на приемо-отправочных путях станции Ветласян сверх времени, определенного договором, на основании составленных актов общей формы ответчику была рассчитана и начислена плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в соответствии с пунктом 9.2 договора, о чем составлена накопительные ведомости от 30.11.2015 N 301100, от 25.11.2015 N 251100 на сумму 417 478 рублей 10 копеек, от подписания которых представитель ООО "СГК" также отказался.
Врученная ответчику претензия от 05.12.2015 N 15/56 и от 22.12.2015 N 15/63 об оплате имеющейся задолженности оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (статья 58 Устава).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предъявленная истцом к взысканию с ответчика плата начислена в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора от 04.09.2015 N 7-154, в частности пункта 9.2 параграфа 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015.
Суды установили и из материалов дела следует, что спорные вагоны в ноябре 2015 года находились на приемо-отправочных путях станции Ветласян в ожидании приема вагонов на путь необщего пользования локомотивом ООО "СГК", о чем свидетельствуют акты общей формы, от подписания которых ответчик отказался.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, накопительные ведомости, памятки приемосдатчика, выписки из книги уведомлений, и установив факт задержки вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы, установленной в пункте 9.2 параграфа 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015.
Надлежащих доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от перевозчика, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.07.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу N А29-7836/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению заявителя, поскольку памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов двухсторонни образом зафиксировали передачу вагонов на пути необщего пользования в то же время, которое указано в актах общей формы (за которое начислена плата), и, учитывая, что в силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и параграфа 9 договора от 04.09.2015 N 7-154 плата начисляется за нахождение вагонов только на путях общего пользования, то начисление платы за нахождение вагонов на путях необщего пользования недопустимо.
Заявитель ссылается на нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, при оформлении актов общей формы; на нахождение порожних вагонов на приемо-отправочных путях главного парка станции Ветласян в отсутствие производственной необходимости и без согласования между начальником станции Ветласян и ответчиком; на отсутствие вины в простое вагонов, в связи с тем, что данная задержка произошла по вине ООО "Лукойл-УНП", считает, что акты общей формы не содержат указания на подлинную причину задержки вагонов.
...
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 апреля 2019 г. N Ф01-792/19 по делу N А29-7836/2016