Нижний Новгород |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А11-1289/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 12.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.09.2018,
принятое судьей Тимчуком Н.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А11-1289/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Минское"
(ОГРН: 11444377001796, ИНН: 4414007657)
о признании незаконным бездействия
Межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях и
об устранении допущенного нарушения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Минское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление), выразившегося в уклонении от предоставления в собственность Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072002:202 площадью 1 032 474 квадратных метра, расположенного примерно в 2200 метрах по направлению на юго-восток от ориентира ОМЗ N 038, за пределами участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, деревня Юрьево, 44:07:072002:205 площадью 1 117 119 квадратных метров, расположенного примерно в 190 метрах по направлению на юго-запад от ориентира ОМЗ N 080, за пределами участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, деревня Куликово), 44:07:072002:200 площадью 1 646 807 квадратных метров, расположенного примерно в 770 метрах по направлению на восток от ориентира ОМЗ N 038, за пределами участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, деревня Юрьево), 44:07:072002:203 площадью 150 219 квадратных метров, расположенного примерно в 1000 метрах по направлению на запад от ориентира ОМЗ N 080, за пределами участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, деревня Куликово) и об обязании органа государственной власти принять решение по заявкам Общества.
Требования основаны на статьях 39.16 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), и мотивированы незаконностью оспоренного бездействия, выразившегося в нерассмотрении обращения о предоставлении в собственность земельных участков, и нарушением прав и законных интересов Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 25.09.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018, удовлетворил требования Общества в полном объеме, установив, что Управление, будучи уполномоченным органом по рассмотрению заявлений Общества от 19.10.2017 и 29.11.2017 о предоставлении в собственность земельных участков, не приняло мотивированного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков, в связи с чем нарушило права и законные интересы Общества на их приобретение.
Не согласившись с решением и постановлением, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить названные судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, решение о продаже испрашиваемых земельных участков размером больше десяти гектар принимается Росимуществом, в связи с чем сформированный пакет документов направлен третьему лицу для рассмотрения вопроса о предоставлении спорных земельных участков в собственность, что свидетельствует об отсутствии бездействия Управления в принятии решения о предоставлении в собственность Общества земельных участков. Кроме того, по результатам анализа заявки в отношении земельного участка 44:07:072002:203 Росимущество в письме от 03.07.2018 N 4785-08 сообщило о невозможности предоставления земельного участка в собственность в связи с нахождением на нем водного объекта - пруда.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Управления о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителя в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установил суд, у Обществу на основании договора аренды от 24.04.2008 N 261 (в редакции дополнительного соглашения от 12.03.2012 N 1) в пользовании находятся земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:202, 44:07:072002:205, 44:07:072002:200, 44:07:072002:203.
Общество в соответствии со статьей 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ обратилось в Управление с заявлениями от 19.10.2017 и 29.11.2017 о предоставлении в собственность спорных земельных участков.
В письме от 20.11.2017 N 14834-06 Управление сообщило Обществу о направлении в адрес уполномоченных органов государственной власти Костромской области писем о предоставлении дополнительной информации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072002:202, 44:07:072002:205 и 44:07:072002:200. Никакого решения по заявлениям (об отказе либо о предоставлении в собственность) Управление не приняло.
Непринятие органом государственной власти в установленный законом срок решения по заявлению послужило основанием для возбуждения Обществом настоящего дела.
В силу статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4 Положения N 432).
В пунктах 4 и 4.1.20 Типового положения, предусмотрено, что Управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Костромской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
По поручению Росимущества Управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4.2.27 Типового положения).
Таким образом, Управление является территориальным органом Росимущества и выполняет его функции на территории Костромской области, поэтому является государственным органом, который на основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации наделен полномочиями по продаже находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Костромской области земельных участков, принятию решения о предоставлении в собственность и подготовке проектов договоров купли-продажи в отношении этих земельных участков, а также совершению иных действий, направленных на реализацию требования о приватизации земельных участков.
Следовательно, как верно установили суды обеих инстанций, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельный участков к уполномоченному органу.
Управление, являясь уполномоченным органом, обязано рассмотреть заявку Общества о выкупе находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков, принять соответствующее решение по нему. В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен месячный срок принятия такого решения.
Установив факт непринятия Управлением в установленный законом срок по заявкам Общества решений об отказе либо о возможности заключения договора купли-продажи земельных участков, руководствуясь статьями 39.1, 39.3 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ суды пришли к правильным выводам об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Необходимость оформления Росимуществом поручения, на которое сослался заявитель жалобы (отсутствие полномочий по принятию решения и направлении проекта договора купли-продажи на земельные участки площадью свыше 10 гектаров), не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения о предоставлении земельного участка, установленного в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правовосстановительная мера применена верно, в том числе и по земельному участку с кадастровым номером 44:07:072002:203, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального срока Российской Федерации при рассмотрении дела податель жалобы не представил письмо Росимущества от 03.07.2018 об отказе в предоставлении земельного участка 44:07:072002:203 в собственность в связи с ограничением в обороте, установленным в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе, не найдено.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.09.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А11-1289/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Необходимость оформления Росимуществом поручения, на которое сослался заявитель жалобы (отсутствие полномочий по принятию решения и направлении проекта договора купли-продажи на земельные участки площадью свыше 10 гектаров), не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения о предоставлении земельного участка, установленного в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правовосстановительная мера применена верно, в том числе и по земельному участку с кадастровым номером 44:07:072002:203, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального срока Российской Федерации при рассмотрении дела податель жалобы не представил письмо Росимущества от 03.07.2018 об отказе в предоставлении земельного участка 44:07:072002:203 в собственность в связи с ограничением в обороте, установленным в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 апреля 2019 г. N Ф01-1062/19 по делу N А11-1289/2018