Нижний Новгород |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А31-8189/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Галичский автокрановый завод"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.10.2018,
принятое судьей Зиновьевым А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А31-8189/2018
по заявлению акционерного общества "Галичский автокрановый завод"
(ИНН: 4403000875, ОГРН: 1024401432450)
к администрации городского округа - город Галич Костромской области
о признании незаконным решения,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью
"Теплоэнергетическая компания",
и установил:
акционерное общество "Галичский автокрановый завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа - город Галич Костромской области (далее - Администрация), изложенного в письме от 14.02.2018 N 529, об отказе в согласовании вывода из эксплуатации с 01.10.2018 источников тепловой энергии (котельной водогрейной и котельной (паровой) и тепловых сетей (до выходных фланцев запорной арматуры на эстакаде, до выходных фланцев запорной арматуры на компрессорной, до выходных фланцев запорной арматуры на разветвлении (ул. Металлистов, ул. Сельскохозяйственная и бойлерной).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетическая компания" (далее - ООО "ТЭК").
Решением суда от 05.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников теплоснабжения и тепловых сетей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889); оспоренное решение не соответствует данным нормам; Общество в праве вывести объекты из эксплуатации в срок, указанный в уведомлении.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве не согласилась с доводами заявителя, просила рассмотреть жалобу без участия представителя.
Общество направило в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
ООО "ТЭК", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в суд не направило.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является собственником источников тепловой энергии: котельной водогрейной (свидетельство о государственной регистрации серии 44 АБ N 217507 от 11.09.2008), котельной (паровой) (свидетельство о государственной регистрации серии 44 АБ N 217508 от 11.09.2008) и тепловых сетей (свидетельство о государственной регистрации серии 44 АБ N 217588 от 15.09.2008), расположенных по адресу: Костромская область, г. Галич, ул. Гладышева, д. 27.
Общество 15.01.2018 направило в Администрацию в целях согласования уведомление N 2018/226 о выводе из эксплуатации с 01.10.2018 указанных источников тепловой энергии и тепловых сетей до выходных фланцев запорной арматуры на эстакаде, до выходных фланцев запорной арматуры на компрессорной, до выходных фланцев запорной арматуры на разветвлении (ул. Металлистов, ул. Сельскохозяйственная и бойлерной). Общество указало на экономическую нецелесообразность дальнейшей эксплуатации данных объектов, отметив, что поставка тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления является несвойственной для него функцией. В связи с планируемым выводом из эксплуатации тепловых сетей заявитель приложил к указанному уведомлению копию уведомления о вручении почтовых отправлений ООО "ТЭК" (потребитель тепловой энергии).
Ответ на указанное обращение был получен Обществом 12.04.2018. В письме от 14.02.2018 N 529 Администрация указала Обществу на необходимость приостановить вывод котельной из эксплуатации на срок не более чем три года, отметив, что данная котельная является единственным источником тепловой энергии для многоквартирных домов по Верхнему и Нижнему поселку, в случае ее ликвидации возникнет угроза дефицита тепловой энергии; альтернативные источники тепловой энергии, осуществляющие теплоснабжение многоквартирных домов по Верхнему и Нижнему поселку, отсутствуют.
Общество не согласилось с указанным решением Администрации и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 3, статьей 7, частями 1, 3, 4, 5, 6, 8 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Правилами N 889, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности принятого Администрацией решения и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов выводы указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
На основании данной нормы утверждены Правила N 889.
Согласно пункту 16 указанных правил собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
На основании пункта 18 Правил N 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.
Орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.
Таким образом, Правилами N 889 предусмотрена обязанность органа местного самоуправления рассмотреть поступившее уведомление, согласовать его или приостановить вывод объекта из эксплуатации, а собственники или владельцы объекта обязаны выполнить такое требование.
В силу части 8 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
Как видно из материалов дела и установили суды, Общество является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования городской округ - город Галич Костромской области.
Общество 15.01.2018 обратилось в Администрацию с уведомлением N 2018/226 о планируемом выводе котельной водогрейной, котельной (паровой) и тепловых сетей (Костромская область, г. Галич, ул. Гладышева, д. 27) из эксплуатации. К уведомлению прилагалось почтовое извещение, направленное в адрес потребителя.
По итогам рассмотрения указанного обращения Администрация приняла решение от 14.02.2018 N 529 с требованием приостановить вывод указанного объекта из эксплуатации на срок до 3 лет. Причиной принятия такого решения послужило то, что котельная, которую предполагается вывести из эксплуатации, является единственным источником тепловой энергии для многоквартирных домов по Верхнему и Нижнему поселку; в случае ее ликвидации возникнет угроза дефицита тепловой энергии; альтернативные источники тепловой энергии, осуществляющие теплоснабжение указанных многоквартирных домов, отсутствуют
Обстоятельства, указанные в оспариваемом решении Администрации от 14.02.2018 N 529, установлены судами и по существу Обществом не оспаривались.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что у Администрации имелись основания для принятия оспоренного решения, при этом срок вывода из эксплуатации установлен в пределах требований части 5 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ.
Суды верно указали, что в случае каких-либо неясностей в оспариваемом решении Администрации Общество вправе обратиться с заявлением об их разъяснении; принятие оспоренного решения с несоблюдением срока, предусмотренного в пункте 18 Правил N 889, само по себе не нарушает прав заявителя и не может служить безусловным основанием для признания решения незаконным.
Вопреки возражениям Общества со ссылкой на пункт 22 Правил N 889, выводы судов с учетом установленных обстоятельств настоящего дела не противоречат нормам действующего законодательства.
Суды учли социальную значимость спорных объектов, в зоне действия которых находятся потребители (жители многоквартирных домов), и, что отстранение Администрации от решения вопроса о возможности вывода таких объектов из эксплуатации могло повлечь нарушение прав потребителей тепловой энергии.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.10.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А31-8189/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Галичский автокрановый завод" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ).
...
В силу части 8 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
...
Обстоятельства, указанные в оспариваемом решении Администрации от 14.02.2018 N 529, установлены судами и по существу Обществом не оспаривались.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что у Администрации имелись основания для принятия оспоренного решения, при этом срок вывода из эксплуатации установлен в пределах требований части 5 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 апреля 2019 г. N Ф01-1105/19 по делу N А31-8189/2018