Нижний Новгород |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А43-32211/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Елисеевой М.Г. (доверенность от 18.09.2018),
от заинтересованного лица: Бекишевой Е.С. (доверенность от 25.12.2018 N 01-323/Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2018,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-32211/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Елена"
(ОГРН: 1095263002801, ИНН: 5263074636)
о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Елена" (далее - ООО "Елена", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) и об обязании Администрации выдать свидетельство об осуществлении перевозок и новые карты маршрута.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 06.11.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019, удовлетворил требование Общества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 19, 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), статьи 34, 44, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), постановление Администрации от 25.03.2016 N 706 "Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода" (далее - Постановление N 706), заявитель считает, что структурное подразделение администрации - Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода (далее - Департамент) не уполномочен на принятие решений о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов, а лишь наделен обязанностью по их выдаче от имени Администрации. Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ООО "Елена" в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Общество 16.05.2018 обратилось в Департамент с заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута сроком на 7 лет до истечения срока действия ранее выданной карты маршрута.
В соответствии с условиями договора от 24.05.2013 N 4, заключенного Администрацией и Обществом, последнему было поручено организовать выполнение перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина по маршруту N Т-57.
Срок действия договора установлен пунктом 6.1 и определен с 24.05.2013 по 24.05.2018.
Однако новое свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-57 и новые карты маршрута N Т-57 сроком на 7 лет ООО "Елена" Администрацией (Департаментом) не выданы.
Общество, посчитав бездействие Администрации (Департамента) незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 3, 19, 27, 28, 39 Федерального закона N 220-ФЗ, Уставом города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91, Положением о Департаменте транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением Администрации от 12.08.2008 N 3779 (далее - Положение N 3779), Постановлением N 706, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом N 220-ФЗ.
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 27 и частью 1 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карта маршрута регулярных перевозок оформляются на бланке или в виде электронной карты. Бланк свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и бланк карты маршрута регулярных перевозок являются документами строгой отчетности, защищенным от подделки (части 2 статьи 27, 28 Федерального закона N 220-ФЗ).
Перечень сведений, указываемых в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, установлен частями 4 статей 27 и 28 Федерального закона N 220-ФЗ. В силу пунктов 1 указанных норм к ним относится наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших данное свидетельство и карту маршрута регулярных перевозок.
Переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок осуществляется выдавшими такое свидетельство уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение пяти дней со дня обращения с соответствующим заявлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство (части 8 статей 27, 28 Федерального закона N 220-ФЗ).
Частью 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества (пункт 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Названные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи (часть 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления (часть 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Следовательно, письменное заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута в предусмотренном статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ порядке подлежит направлению в орган местного самоуправления, наделенный муниципальным нормативным правовым актом полномочиями на осуществление функций по организации регулярных перевозок.
В силу пункта 2 части 6 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91, к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода в области транспорта, связи и информатизации относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города. Администрация города Нижнего Новгорода является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом N 220-ФЗ.
Администрация 12.08.2008 приняла постановление N 3779 "Об утверждении Положения о департаменте транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода", в соответствии с пунктами 1.6 которого Департамент является структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода, является уполномоченным органом по организации транспортного обслуживания населения города Нижнего Новгорода в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области, настоящим Положением.
Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации города (пункт 1.5 Положения N 3779).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ и статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода администрацией города Нижнего Новгорода 25.03.2016 принято постановление N 706.
На основании пункта 1.1 Постановления N 706 на Департамент возложены полномочия по выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Пунктом 2 Постановления N 706 определено, что директор Департамента либо лицо, исполняющее его обязанности, уполномочены на подписание от имени администрации карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода.
В Постановлении N 706 установлено, что Администрация, являясь в силу статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возложила обязанности по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, а также на их подписание от своего имени, на свое структурное подразделение - Департамент и его директора.
С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что в соответствии со статьями 27, 28, 39 Федерального закона N 220-ФЗ переоформление и выдача свидетельств об осуществлении перевозок и карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляются именно Департаментом как структурным подразделением Администрации.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-57 и карты маршрута N Т-57 сроком на 7 лет до истечения срока действия ранее выданных карт маршрута на имя исполняющего обязанности директора Департамента подано Обществом в соответствии с требованиями части 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в уполномоченный орган местного самоуправления.
Суды правильно указали, что обращения на имя главы города Нижнего Новгорода в рассматриваемом случае не требовалось ввиду предоставления Департаменту Постановлением N 706 полномочий от имени Администрации выдавать и подписывать свидетельства и карты маршрута.
Суды правомерно отклонили довод Администрации о направлении Обществом заявления в порядке части 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в неуполномоченный орган, как основанный на неверном толковании норм Федерального закона N 220-ФЗ, Устава города Нижнего Новгорода и Постановления N 706.
На момент обращения в Департамент с заявлением Общество имело выданные ранее карты маршрута сроком действия до 24.05.2018, Постановление N 706 действовало в редакции Постановления от 07.11.2017 N 5296 и предусматривало возможность выдачи свидетельств и новых карт маршрутов на срок 7 лет, в связи с чем ООО "Елена" имело предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 39, частью 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ правовые основания для обращения в Департамент с письменным заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута регулярных перевозок по маршруту N Т-57 на срок 7 лет.
Заявление Общества Департаментом не было рассмотрено, не дан ответ с объяснением причин невыдачи необходимых документов. До настоящего времени свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок по маршруту N Т-57 Обществу не выданы без обоснования причин.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о допущенном Администрацией (Департамент не является самостоятельным юридическим лицом) незаконном, не соответствующем требованиям статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, Постановления N 706 бездействии, выразившемся в невыдаче Обществу указанных выше свидетельства и карты маршрута, а также о нарушении в результате допущенного бездействия прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности ввиду невозможности осуществления на законных основаниях пассажирских перевозок, являющихся основным видом его предпринимательской деятельности и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 13.12.2018 N 3554 несостоятельна, так как на момент обращения Общества с заявлением в Департамент Постановление N 706 действовало в редакции Постановления от 07.11.2017 N 5296 и предусматривало возможность выдачи свидетельств и новых карт маршрутов на срок 7 лет.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Администрация освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 по делу N А43-32211/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявление Общества Департаментом не было рассмотрено, не дан ответ с объяснением причин невыдачи необходимых документов. До настоящего времени свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок по маршруту N Т-57 Обществу не выданы без обоснования причин.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о допущенном Администрацией (Департамент не является самостоятельным юридическим лицом) незаконном, не соответствующем требованиям статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, Постановления N 706 бездействии, выразившемся в невыдаче Обществу указанных выше свидетельства и карты маршрута, а также о нарушении в результате допущенного бездействия прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности ввиду невозможности осуществления на законных основаниях пассажирских перевозок, являющихся основным видом его предпринимательской деятельности и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 13.12.2018 N 3554 несостоятельна, так как на момент обращения Общества с заявлением в Департамент Постановление N 706 действовало в редакции Постановления от 07.11.2017 N 5296 и предусматривало возможность выдачи свидетельств и новых карт маршрутов на срок 7 лет."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 апреля 2019 г. N Ф01-1327/19 по делу N А43-32211/2018