Нижний Новгород |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А43-25875/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Елисеевой М.Г. (доверенность от 19.09.2018),
Саакяна Г.А. (паспорт),
от заинтересованного лица: Бекишевой Е.С. (доверенность от 25.12.2018 N 01-323/Д),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2018,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019,
принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-25875/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Футбол"
(ИНН: 5257047641, ОГРН: 1025202403984)
к администрации города Нижнего Новгорода
о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Футбол" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области к администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением от 06.11.2018 суд заявленные требования удовлетворил. Бездействие Администрации, выразившееся в невыдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-24 и новых карт маршрута сроком на 7 лет, признано незаконным. В качестве восстановительной меры суд обязал Администрацию в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, в порядке, установленном действующим законодательством, выдать Обществу свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-24 и новые карты маршрута сроком на 7 лет.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 17.01.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы полагает, что Общество должно было обратиться по вопросу о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты маршрута не в Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода (далее - Департамент), а в Администрацию.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании возразили против доводов Администрации, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация и Общество заключили договор от 10.04.2013 N 9 (с приложением и дополнительным соглашением от 10.11.2014 N 1) на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения N Т-24, сроком действия до 10.04.2018.
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 05.04.2018 N 14 о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута сроком на 7 лет до истечения срока действия ранее выданных карт маршрута.
Однако до настоящего времени свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-24 и новые карты названного маршрута сроком на 7 лет Администрация не выдала.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации. Общество также просило обязать заявителя выдать свидетельство об осуществлении перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок N Т-24 сроком на 7 лет.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), Уставом города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91 (далее - Устав N 91), Положением о Департаменте транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением Администрации от 12.08.2008 N 3779 (далее - Положение N 3779), суд первой инстанции признал бездействие Администрации незаконным и нарушающим права интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федеральный закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (закон, за исключением отдельных положений, вступил в силу 14.07.2015).
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ).
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества (пункт 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления (часть 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Таким образом, письменное заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута в предусмотренном статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ порядке подлежит направлению в орган местного самоуправления, наделенный муниципальным нормативным правовым актом полномочиями на осуществление функций по организации регулярных перевозок.
В силу пункта 2 части 6 статьи 43 Устава N 91, к полномочиям Администрации в области транспорта, связи и информатизации относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города. Администрация является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом N 220-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения N 3779, Департамент является структурным подразделением Администрации, уполномоченным органом по организации транспортного обслуживания населения города Нижнего Новгорода в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области, настоящим Положением.
На основании статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ и статьи 43 Устава N 91 Администрация приняло постановление от 25.03.2016 N 706 "Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода" (далее - Постановление N 706).
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления N 706 на Департамент возложены полномочия по выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
В пункте 2 Постановления N 706 предусмотрено, что директор Департамента либо лицо, исполняющее его обязанности, уполномочены на подписание от имени Администрации карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода.
Как правильно указали суды, в рассматриваемом случае выдача свидетельства и новых карт маршрута обусловлена истечением срока ранее заключенного договора по организации маршрута N Т-24 и ранее выданных карт маршрута, а не их первичным получением, либо переоформлением.
Таким образом, в соответствии с Постановлением N 706 Администрация, являясь в силу статьи 43 Устава N 91 органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возложила обязанности по выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новых карт маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода на срок 7 лет в случаях, установленных частью 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, а также на их подписание от своего имени, на Департамент.
Проанализировав названные нормы права и исследовав представленные в материалы дела документы, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N Т-24 и карт маршрута N Т-24 сроком на 7 лет до истечения срока действия ранее выданных карт маршрута на имя директора Департамента подано Обществом в соответствии с требованиями части 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в уполномоченный орган местного самоуправления.
Обращения на имя главы города Нижнего Новгорода в рассматриваемом случае не требовалось, ввиду предоставления Департаменту полномочий от имени Администрации выдавать и подписывать свидетельства и карты маршрута.
При этом действующим законодательством не предусмотрено принятие главой города Нижнего Новгорода отдельного решения о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута.
Кроме того, согласно действовавшим по 10.04.2018 картам маршрута регулярных перевозок серии 022701 N 001718 и 001719, выданных Обществу 20.04.2016 с целью осуществления регулярных перевозок по маршруту N Т-24, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ в качестве уполномоченного органа местного самоуправления, выдавшего данные карты маршрута, указан именно Департамент.
В письме от 26.05.2016 Департамент сообщил Обществу о том, что свидетельства и новые карты маршрутов будут выданы до истечения срока действия временных карт.
С учетом изложенного довод Администрации о направлении Обществом заявления от 05.04.2018 в порядке, установленном в части 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, в неуполномоченный орган подлежат отклонению, как основанный на неверном толковании норм права.
Из материалов дела видно, что на момент обращения в Департамент с заявлением от 05.04.2018 у Общества имелись выданные ранее карты маршрута серии 022701 N 001718 и 001719 сроком действия по 10.04.2018.
Таким образом, Общество имело предусмотренные пунктом 1 части 4, частью 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ правовые основания для обращения в Департамент с письменным заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута регулярных перевозок по маршруту N Т-24. Между тем свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок по маршруту N Т-24 Обществу не выданы.
С учетом изложенного, суды обоснованно посчитали, что у Администрации отсутствовали правовые основания для бездействия, выразившегося в невыдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута регулярных перевозок по маршруту N Т-24.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые бездействие Администрации противоречило требованиям действующего законодательства и нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 по делу N А43-25875/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме от 26.05.2016 Департамент сообщил Обществу о том, что свидетельства и новые карты маршрутов будут выданы до истечения срока действия временных карт.
С учетом изложенного довод Администрации о направлении Обществом заявления от 05.04.2018 в порядке, установленном в части 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, в неуполномоченный орган подлежат отклонению, как основанный на неверном толковании норм права.
Из материалов дела видно, что на момент обращения в Департамент с заявлением от 05.04.2018 у Общества имелись выданные ранее карты маршрута серии 022701 N 001718 и 001719 сроком действия по 10.04.2018.
Таким образом, Общество имело предусмотренные пунктом 1 части 4, частью 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ правовые основания для обращения в Департамент с письменным заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута регулярных перевозок по маршруту N Т-24. Между тем свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок по маршруту N Т-24 Обществу не выданы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 апреля 2019 г. N Ф01-1325/19 по делу N А43-25875/2018