Нижний Новгород |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А79-9283/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.10.2018,
принятое судьей Каргиной Н.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
по делу N А79-9283/2017
по заявлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании недействительным предписания Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары от 04.08.2017 N 191.
третьи лица - муниципальное бюджетное учреждение "Управление ЖКХ и благоустройства", Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары,
и установил:
администрация города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее -Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее -Управление) о признании недействительным предписания от 04.08.2017 N 191.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Управление ЖКХ и благоустройства", Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 23.10.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018, удовлетворил заявленное требование, оспариваемое предписание Управления признано недействительным.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
В кассационной жалобе Управление указывает, что распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 22 декабря 2011 года N 1114-р на баланс муниципального бюджетного учреждения "Управление ЖКХ и благоустройства" передано имущество муниципальной казны актом приема - передачи муниципального имущества от 26.12.2011 года, указанные в предписании от 04.08.2017 N 191 дороги, относятся к внутридворовым дорогам, и в перечень дорог, указанных в приложении к акту приема - передачи муниципального имущества к договору о передаче в безвозмездное пользование имущества муниципальной казны от 26.12.2011, не входят.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.08.2017 отделом Госавтоинспекции УМВД России по городу Чебоксары Чувашской Республики администрации города Чебоксары выдано предписание N 191 в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Из оспариваемого предписания усматривается, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения в течение 10 суток с момента получения предписания Администрации предлагалось ликвидировать дефекты (выбоины, просадки, сколы и т.д.) покрытия проезжей части дороги:
пункт 1 - при въезде на дворовую территорию и во дворе дома N 22/18 (20) по улице Шумилова г. Чебоксары;
пункт 2 - во дворе дома N 109 по улице Б.Хмельницкого (со стороны магазина) г. Чебоксары;
пункт 3 - во дворе дома N 25 по улице Лебедева (с торца дома у продуктового магазина) г. Чебоксары;
пункт 4 - во дворе дома N 51 по улице К.Маркса (перед кафе "Лаборатория") г. Чебоксары;
пункт 5 - покрытие пешеходной дорожки на прилегающей территории дома N 42/1 по улице Л.Комсомола г. Чебоксары.
Полагая, что предписание Управления от 04.08.2017 N 191 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, орган местного самоуправления обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных законов N N 7-ФЗ, 131-ФЗ, 196-ФЗ и 257-ФЗ, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что Управление не доказало законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 7 главы II Устава муниципального образования города Чебоксары -столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 N 40 к вопросам местного значения также относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Чебоксары, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что Администрация, являясь исполнительным органом местного самоуправления, обязана содержать автомобильные дороги в пределах территории городского округа в соответствии с нормативными требованиями.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В пункте 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Как следует из материалов дела и установлено судами, полномочия органа местного самоуправления, касающиеся дорожной деятельности, переданы специально созданному учреждению с соответствующим финансированием.
Так, Администрацией создано муниципальное бюджетное учреждение "Управление ЖКХ и благоустройства", в том числе, в целях удовлетворения общественных потребностей в содержании объектов внешнего благоустройства, коммунального хозяйства и реконструкции жилищного фонда.
Учреждение создано путем реорганизации муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования города Чебоксары-столицы 5 Чувашской Республики в форме преобразования на основании распоряжения Администрации от 24.12.2007 N 4487-р.
Учредителем МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" является Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары (пункт 1.1 Устава Учреждения).
Из пункта 2.2 Устава Учреждения следует, что для достижения указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика по строительству, модернизации, реконструкции и ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства города Чебоксары в рамках муниципального заказа на основе муниципального контракта; выполняет функции заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства за счет дополнительно привлеченных источников; осуществление функций технического надзора за выполнением всего комплекса работ и услуг по содержанию объектов внешнего благоустройства и при реконструкции жилищного фонда.
МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, печать со своим наименованием и наименованием муниципального образования города Чебоксары, штампы, бланки с официальными символами муниципального образования города Чебоксары и другие средства индивидуализации (пункт 1.5 Устава Учреждения).
Учреждение выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде в соответствии с законодательством (пункт 1.6 Устава Учреждения).
Распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 22.12.2011 N 1114-р на баланс Учреждения переданы элементы внешнего благоустройства, в том числе дороги, тротуары, уличные знаки, элементы уличного освещения.
Правила благоустройства территории города Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.09.2013 N 1136 (действовавшие в спорный период), определяли объекты благоустройства территории как территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.
Аналогичное определение содержится в решении Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2017 N 1006 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Чебоксары".
Исследовав обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что ненадлежащее содержание указанных в предписании участков дороги допущено не Администрацией, а лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений, которым является Учреждение, и которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Публичные полномочия органов местного самоуправления в сфере ответственности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения могут быть реализованы и в данном случае реализованы путем создания специально ориентированного на эти цели хозяйствующего субъекта, поскольку именно в силу своего правового статуса органы местного самоуправления и их структурные подразделения, не имеющие профессиональных трудовых и материальных ресурсов, осуществить эти полномочия иным образом не могут.
Непосредственное содержание и оборудование автомобильных дорог местного значения предполагает наличие профессиональных, трудовых и материальных ресурсов, что в данном случае осуществлено, в частности, созданием соответствующего Учреждения.
Таким образом, отсутствовали основания для выдачи Администрации оспариваемого предписания.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 по делу N А79-9283/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из приведенных норм следует, что Администрация, являясь исполнительным органом местного самоуправления, обязана содержать автомобильные дороги в пределах территории городского округа в соответствии с нормативными требованиями.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В пункте 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
...
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф01-1510/19 по делу N А79-9283/2017
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1510/19
26.12.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10327/18
23.10.2018 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9283/17
10.08.2017 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9283/17