Нижний Новгород |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А43-14999/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2019.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 25.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Жегловой О.Н., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "ЗЕФС-ЭНЕРГО":
Малышева К.А. по доверенности от 28.12.2018,
от публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья":
Лебедева С.П. по доверенности от 13.11.2018,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "ЗЕФС-ЭНЕРГО"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.08.2018,
принятое судьей Ионычевой С.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018,
принятое судьями Богуновой Е.А., Волгиной О.А., Вечкановым А.И.,
по делу N А43-14999/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЗЕФС-ЭНЕРГО"
(ИНН: 5258049909, ОГРН: 1045207243773)
к публичному акционерному обществу
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
(ОГРН: 1075260020043),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Региональная служба по тарифам Нижегородской области,
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЗЕФС-ЭНЕРГО" (далее - Общество, исполнитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Компания, заказчик) о взыскании 660 501 рубля 72 копеек задолженности за оказанные с января по декабрь 2017 года услуги по передаче электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 31.01.2007 N 67-юр и 94 698 рублей 48 копеек законной неустойки.
Иск основан на статьях 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств. Из искового заявления следует, что Общество и Компания являются смежными сетевыми организациями. Исполнитель оказывает заказчику услуги по передаче электроэнергии. Спор у сторон возник относительно стоимости услуг на содержание сетей. По мнению истца, объем услуг должен определяться исходя из величины заявленной мощности в размере 150,963 МВт в соответствии с пунктом 3 дополнительного соглашения от 03.11.2016 к договору оказания услуг. Ответчик полагает, что величина заявленной мощности принимается равной мощности, учтенной регулирующим органом для взаиморасчетов сторон на 2017 год, в размере 150,771 МВт. Компания оплатила услуги в соответствии с занятой позицией.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Нижегородской области (далее - Служба по тарифам).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 31.08.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 отказал в удовлетворении иска. Суды исходили из того, что Компания оплатила услуги в полном объеме, поскольку мощность, заявленная Обществом в размере, превышающем размер, установленный регулирующим органом, сторонами в пункте 3 дополнительного соглашения от 03.11.2016 к договору оказания услуг не согласована; предлагаемый истцом расчет стоимости услуг по заявленной мощности 150,963 МВт, которая превышает мощность, использованную тарифным регулятором для расчета индивидуального тарифа, приведет к нарушению баланса интересов смежных сетевых организаций при распределении необходимой валовой выручки.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 307, 309, 310, 424, 432, 539, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике); пунктами 2, 8, 12, 14, 15, 24, 26, 34, 38, 42 и 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861); подпунктами 6, 11 и 13 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам России от 12.04.2012 N 53-э/1.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 31.08.2018 и постановление от 06.12.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на применении при расчетах сторон за услуги по передаче электроэнергии заявленной мощности в размере 150,963 МВт. В обоснование своих возражений указывает, что указанная величина заявленной мощности определена в дополнительном соглашении от 03.11.2016, подписанном Компанией без возражений; вывод судов о том, что ответчик направлял истцу протокол разногласий к дополнительному соглашению, не подтвержден материалами дела.
Компания отклонила доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просила оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 31.08.2018 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А43-14999/2018 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество и Компания являются смежными сетевыми организациями. На территории Нижегородской области действует "котловая" модель тарифообразования в отношении услуг по передаче электрической энергии. В рамках этой модели энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, действующие на территории области, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в интересах своих потребителей в адрес ответчика по единым (котловым) тарифам. В свою очередь, Компания оплачивает услуги прочих территориальных сетевых организаций по передаче электрической энергии по утвержденным региональной службой индивидуальным тарифам.
Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 29.12.2016 N 58/1 установлены единые (котловые) тарифы по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2017 год; решением от 19.12.2014 N 60/97 утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между истцом и ответчиком на 2015 - 2019 годы. Согласно сведениям регулирующего органа в целях расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между истцом и ответчиком на 2017 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2015 - 2019 годов использовалась плановая величина мощности в размере 150,771 МВт.
С целью оплаты оказанных потребителям услуг между смежными сетевыми организациями заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 31.01.2007 N 67-юр, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности) от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а заказчик - оплачивать эти услуги.
Перечень точек приема электроэнергии в сеть исполнителя стороны согласовали в приложении 1 к договору.
Оплата услуг производится до 30-го числа месяца, следующего за расчетным, исходя из фактических объемов передачи электроэнергии согласно акту об оказании услуг. Расчетным периодом для оплаты услуг является один календарный месяц (пункты 6.6.1 и 6.9 договора).
В пунктах 8.1 и 8.2 стороны установили срок действия договора - до 31.12.2008, предусмотрев возможность его автоматической пролонгации на следующий год, в случае если ни одна из сторон не направит другой стороне в срок не менее чем за месяц до окончания срока действия договора уведомление о его расторжении, либо о внесении в него изменений, либо о заключении нового договора.
Общество направило Компании дополнительное соглашение от 03.11.2016 к договору, в пункте 3 которого указало величину заявленной мощности на 2017 год в размере 150,963 МВт.
Дополнительное соглашение подписано Компанией с протоколом разногласий, в том числе относительно величины заявленной мощности.
Названные документы направлены Обществу с письмом от 17.11.2016.
Общество с января по декабрь 2017 года оказало Компании услуги по передаче электроэнергии.
Расчет объема услуг определен исходя из заявленной мощности в размере 150,963 МВт. Компания оплатила стоимость услуг исходя из мощности 150,771 МВт.
Неполная оплата Компанией услуг по передаче электрической энергии послужила основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Суды установили, что между сторонами в исковой период сложились договорные отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии, в которых Компания, как "котлодержатель", является потребителем данных услуг.
Схема оплаты услуг через "котловую модель" состоит в том, что приобретая электрическую энергию у поставщиков, потребители оплачивают услуги по ее передаче поставщикам электроэнергии с последующим расчетом между поставщиками и сетевыми организациями в рамках заключенных между ними договоров (пункт 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, пункты 69, 73 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; далее - Основы ценообразования N 1178).
В этих правоотношениях держатель котла является исполнителем услуг и получает плату от всех потребителей услуг в регионе. Иные территориальные сетевые организации, участвующие в передаче электроэнергии в регионе, не имеют права заключать договоры непосредственно с потребителями и получают оплату за свои услуги от держателя котла по индивидуальным тарифам в рамках исполнения договорных обязательств по передаче электроэнергии, в которых держатель котла является заказчиком услуг (пункт 8, пункты 34 - 42 Правил N 861).
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 14 Правил N 861 при исполнении договора передачи электрической энергии заказчик (потребитель услуг) обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором.
Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 данных правил (пункт 34 Правил N 861).
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования N 1178).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178)).
В пункте 42 Правил N 861 предусмотрено, что расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Тариф устанавливается по инициативе сетевой организации, при ее непосредственном участии и на основании представляемых ею материалов, что позволяет сетевой организации своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении (пункты 12, 25 Правил N 1178).
Обоснованность экономических величин, предложенных сетевой организацией, проверяется экспертным путем (пункт 23 Правил N 1178).
Из указанных правовых норм следует, что расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
При расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать, как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении. Тарифные решения основаны на представляемых сетевой организацией материалах, что позволяет ей своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении.
При этом базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание сетей является вся присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Для получения сетевой организацией заложенной в тарифе необходимой валовой выручки в части платы за содержание сетей величина мощности, учтенной регулирующим органом при установлении тарифа, должна совпадать с заявленной мощностью.
В соответствии с абзацами 12 и 14 пункта 15 (1) Правил N 861 в случае, если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных другой сетевой организацией, в том числе организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, определяется в отношении объектов электросетевого хозяйства в соответствии с настоящим пунктом в зависимости от применяемого в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике к потребителю услуг варианта цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в следующем порядке: объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен величине заявленной мощности, определенной в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил.
Из подпункта "б(1)" пункта 38 Правил N 861 следует, что величина заявленной мощности определяется по соглашению сторон.
Судебные инстанции установили, что стороны не согласовали заявленную мощность на 2017 год, поскольку дополнительное соглашение от 03.11.2016 к договору подписано Компанией с протоколом разногласий.
Доводы Общества о согласовании сторонами заявленной мощности путем подписания дополнительного соглашения, был предметом рассмотрения в судах и отклонен по результатам оценки доказательств. Выводы судов основаны на оценке представленных сторонами в материалы дела доказательств (дополнительных соглашений, протокола разногласий к дополнительному соглашению, уведомлений об их направлении и карточек почтовых уведомлений).
Исключительные полномочия по оценке доказательств имеются только у судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Судами установлено, что при расчете индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год для Общества службой по тарифам учтено поступление мощности в сеть в размере 150,771 МВт.
Таким образом, суды правильно разрешили между сторонами спор о величине заявленной мощности, исходя из величины, учтенной регулирующим органом при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
Компания оплатила услуги, в размере, определенном исходя из величины мощности, учтенной в тарифном решении, поэтому суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.08.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А43-14999/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗЕФС-ЭНЕРГО" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из подпункта "б(1)" пункта 38 Правил N 861 следует, что величина заявленной мощности определяется по соглашению сторон.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 апреля 2019 г. N Ф01-672/19 по делу N А43-14999/2018